Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Предпочтения подростков в области литературы

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Произведения, которые интересуют современного читателяподростка, освещают темы и проблемы, связанные с семьей и школой.

В советской детской литературе семейная тематика раскрывалась в идеализированном виде. В сознании читателей культивировался образ благополучной семьи: работающие любящие родители, бабушки и дедушки. Современные же произведения эту тему освещают по-иному. Семейные проблемы выдвигаются на передний план. Они являются или фоном, или основой повествования.

Становление личности героя-подростка происходит не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Неполные семьи, родители-преступники или пьяницы, развод родителей, воспитание в приемной семье - самые частые темы в современных произведениях. Это правда жизни, авторы не приукрашивают действительность, а показывают ее такой, какая она есть. Реалистичность изображения - одна из черт современной литературы для подростков, где поднимаются проблемы семьи и школы.

И.Н. Арзамасцева, размышляя о проблематике современных произведений для подростков, пишет: «Пять - семь лет назад у нас было не принято писать напрямую о разводах, смерти, алкоголизме родителей, детях-сиротах и прочем социальном неблагополучии. Но на русский рынок пришло много «проблемных» датских, шведских, французских и итальянских книг. Выходили они, как правило, по грантам в прогрессивных маленьких издательствах: «Самокате», «Розовом жирафе», «КомпасГиде», задавшихся целью не просто воспитать ребенка, но вырастить ответственного и думающего гражданина, способного справиться с любой проблемой» [4, с. 2]. Можно по-разному относиться к такой литературе, пытаясь воспитать социально ответственного читателя - такую задачу поставили авторы Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (ФГОС). Но необходимо констатировать факт - не только фэнтези, но и социально-психологическая литература востребована у современных подростков.

До недавних пор «неудобная» для русских читателей тема, связанная с показом неприглядных сторон жизни современной семьи, таких как развод, редко встречалась в русской литературе. Ее активное развитие связано с переводной литературой. Шведский писатель УльфСтарк описал в своей книге «Пусть танцуют белые медведи» развод родителей с точки зрения ребенка. Главный герой мальчик Лассе переживает распад семьи. Он должен жить с мамой и ее возлюбленным, но в воспоминаниях он всегда возвращается к одинокому грустному отцу. Мальчика считают проблемным, он попадает в нелепые ситуации, плохо учится, но сохраняет в себе теплые чувства к обоим родителям.

Сюжеты, когда ребенок вынужден взрослеть раньше, чем это могло бы произойти в благополучной семье, теперь уже не редкость и в русской литературе.

В повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» раскрывается тема детдомовских детей. Автор показывает, как ребенок становится одиноким, ненужным своим родным и - как результат - детдомовским. Девочка Рита родилась в полной семье, но родители не выполняли свои обязанности по воспитанию детей. Они выпивали, дрались, распродавали все из дома. Несмотря на отношение родителей, девочка их любила и в мыслях сохраняла надежду на счастливое будущее, она не осуждала их: «Много у Ритки любимого в жизни. Пирог с малиной и чай в гостях у Муратовны. Ходить в Каменный лог за земляникой. Игрушечная собачка Гвоздик. Когда пылью пахнет перед дождем. Козлята маленькие - у них рожки смешные. Сметана - только редко она достается Ритке. Петь песни громко, во весь голос. Татка - когда он в хорошем настроении. Мамка…» [52, с. 31].

На долю главной героини повести выпадает предательство не только родной семьи, но и приемной. Все эти обстоятельства не ожесточили душу ребенка, но пошатнули надежду на семейное счастье, заставили совершать взрослые поступки. Девочка берет ответственность не только за себя, но и за жизнь взрослых и самоотверженно уходит из приемной семьи, тем самым освобождает их от взятых обязательств.

В разработке темы распада семьи в зарубежной и русской литературе можно найти общие тенденции. Как бы ни виноваты били взрослые перед детьми, в книгах они никогда открыто не осуждаются. Писатели не берутся судить поступки взрослых, предоставляя это делать читателю.

Распад семьи, утрата свойственного образа жизни ставят ребенка в ситуацию выбора. Для героя он становится мучительным. Мотив выбора - устойчивое и повторяющееся явление в подростковых текстах. Герой-подросток психологически не готов принимать категоричные явления, но обстоятельства вынуждают. Ситуация выбора приносит герою-подростку большие душевные терзания, но, пережив их, он формируется как личность.

Семейная тематика освещается и в связи с трудными обстоятельствами жизни. Так, в произведении О. Громовой «Сахарный ребенок» девочка-подросток, в одно мгновение лишается отца и становится членом семьи изменника родины. Вдвоем с матерью они справляются с бытовыми и психологическими трудностями. Здесь семейная тема развита в позитивном ключе. Все повествование автора связано с укреплением семейных взаимосвязей матери, дочери и репрессированного отца.

Школьная тема, остается по-прежнему, актуальной в подростковой среде. По словам М. Сoлoмоновой, «дети читают книги o школе - в любой форме, так что даже серия o Гарри Поттере обязана своим успехoм прежде всего «шкoльнoй» составляющей, а именно Хoгвартсу с его чудаками-учителями, экзотическими предметами, соперничествoм между факультетами, переживаниями по поводу экзаменов и школьных соревнований. [55]. Школа - это пространствосоциологизации, место, где формируются модели жизни в обществе.

Чтение и анализ подростковой литературы показывает, что в освещении школьной тематики в последние годы наблюдается тенденция изображения в первую очередь негативных явлений. Конфликтующими сторонами становятся, как правило, одинокий герой-подросток и не понимающие его одноклассники. Отображаются неблагоприятные отношения внутри класса, подростки конкурируют, завидуют, совершают подлости, объявляют бойкоты. Зачастую эти действия поддерживают учителя. «Но я не могла кричать. Я даже говорить не могла. А он… Никто никогда в жизни не смотрел на меня ТАК. С таким разочарованием, презрением…

-Дуремара, может, объяснишь, как это к тебе попало? Или бедняжка опять запуталась? - это уже не Светка. Это сказала зубрилка Сабина с тугой косой. У нее был очень принципиальный вид.

Голос раздался будто не мой, пересохший, как из песка:

  • - Я не Дуремара!
  • - А кто же ты после этого, -- закричала Светка. - Дуремара и есть. Бойкот Дуремаре!

Кто за бойкот?

Все подняли руки. Физручка почему-то - тоже» - так описывает подобную ситуацию И. Костевич в произведении «Мне 14 уже два года» [29, с. 67].

Учителя видятся ученикам бездушными существами, подобиями роботов, страх заполняет все детские мысли: «Я чувствовала, что происходит самое страшное - язык отказывался служить, и все вокруг становится, как в тумане. От исторички исходила злая энергия, парализовавшая меня. Будто передо мною стоял робот-завоеватель. Лоб начал пылать, и я, казалось, потеряла способность разговаривать вообще» [29, с. 47].

Другой разворот школьной темы можно встретить в произведении А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу!». Белорусский дуэт создает историю об идеальной школе. Дети любят учиться, учителя с радостью общаются с обучающимися. Сюжет повести отчасти похож на современную утопию. И как закономерность, происходит разрушение утопического пространства - школу закрывают. Ученики-герои повести попадают в обычные школы, методы обучения в которых противоречат представлениям подростков. Учеба становиться скучным, рутинным занятием, уроки строятся на повторении написанного в учебниках. Подростки воспринимают изменение условий обучения как очередной, проект. Они предпринимают попытки разрешения сложившейся ситуации, вступают в борьбу с обстоятельствами. Мотивы борьбы, преодоления испытаний достаточно частотны в литературе для подростков. Он берет свое начало от волшебных сказок, где на участь героя выпадали различные испытания и он успешно со всем справлялся. Отметим, что творчество А. Жвалевского и Е. Пастернак особенно популярно в среде подростков 10 - 13 лет благодаря положительному герою-подростку и общему позитивному пафосу произведений.

Не обделена вниманием авторов и традиционная для литературы тема любви. Это светлое чувство проявляется забавно, часто неожиданно даже для самих героев. «Ехали целых два часа, и Ленка, держа Димку за руку, успела заснуть на его плече, а Димка от этого смущенно и довольно шмыгал. И все глядел на Ленку, хотя обычно в автобусах смотрел в окно. Сквозняк раздувал светлую челку, и Димка осторожно прикоснулся губами ко лбу девчонки. Не то чтобы поцеловал, нет. Просто проверил, вдруг у нее температура, вдруг на нее плохо действует море, вдруг она замерзла от сквозняка… Ленка в ответ крепко сжала Димкину ладонь. Наверное, именно с этого момента дни растянулись до бесконечности. Они проходили быстро, но никогда не заканчивались» [41, с. 21]. В этом рассказе прослеживаются лирические мотивы, которые показывают читателю, как прекрасно и трепетно чувство первой любви.

Наталья Евдокимова мастерски, с юмором обыгрывает неожиданную любовь, неопытность и открытость героев-подростков: «Я люблю тебя, Катя! - а потом сразу поправил себя: - Я люблю тебя, Вика!Мне это говорить было непросто, потому что родители тащили меня за руку. Это, знаете ли, совсем непросто, когда признаешься в любви человеку под присмотром умудренных жизнью взрослых» [41, с. 56]. Любовь в рассказах Н.Евдокимовой не трагедия, она праздник для героев.

В повести «Мне 14 уже два года» И. Костевич тема любви раскрывается на фоне решения проблем социализации личности в коллективе. Она раскрывается через повествование о мечте героини понравиться однокласснику и изображение беспредельного счастья, когда подросткам удается поговорить наедине. Эта любовь драматичная. Но, несмотря на то, что она приносит немало переживаний главной героине Доремире, девочка дорожит своим первым чувством.

Подводя итог, можно сказать, что подростковая литература - сложная тематическая структура, в которой соединяются «вечные» и остро-актуальные темы, подростковые и вневозрастные проблемы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее