Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Предпочтения подростков в области литературы

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧИТАТЕЛЯМИ-ПОДРОСТКАМИ

Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека. Подросток - это еще не взрослый и уже не ребенок, следовательно, и книга для него должна содержать в равной степени взрослые коллизии и детскую простоту.

До XVII века подростковый период не выделялся как особый этап в развитии человека. Я. А. Коменский первый, кто обратил внимание на подростковый период, но он считал его частью детства. Позднее его выделение становилось все более очевидным из-за накопившихся отличий, новообразований, который появлялись в период между детством и взрослостью.

С. Холл в1904 году предложил концепцию подросткового возраста. Его принято считать «отцом» подросткового периода. Исследователь выделил возрастные границы этого этапа: с 10 - 11 до 14 - 15 лет. Э. Эриксон подростковый период определил в рамках 12 - 18 лет.

В отечественной психологии выделяются два этапа подростничества: с 12 - 15 лет - средний школьный возраст, 15 - 17 лет - старший школьный возраст. Изучением особенностей этого периода занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Подростковый период ученые трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых. Д.Б.Эльконин в качестве кризисных выделяет только границы вступления и выхода из подросткового возраста. В целом считает этот период стабильным. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода -- настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми, поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

Главная задача подростка - показать свою значимость среди сверстников. Они обращают на себя внимание с помощью занятий и интересов.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста.

Вместе с тем возникает новое качество отношений с семьей, школой, ровесниками. Ребенка уже воспринимают как сформировавшуюся личность. С него требуют ответа за какие-либо действия, он ответственен за последствия. В этот период появляются обязанности, связанные с домом, учебой, общением с друзьями. Повышенная ответственность перед окружающими усугубляется физиологическими изменениями тела. Могут проявляться проблемы со здоровьем. Этот процесс не контролируется со стороны подростка.

Подобные нагрузки на тело и психику приводят к негативным последствиям: раздражительности, агрессии, обидчивости, тревоге. Это временно, впоследствии наступает позитивный этап, когда подросток начинает высказывать свою точку зрения, испытывать радость от общения, у него развивается наблюдательность, появляется интерес к творчеству.

Справиться с возникшими трудностями абсолютно самостоятельно подросток не в силах. Родители же зачастую навязывают свои взгляды на различные ситуации, не видят разницы в восприятии мира в сложный для ребенка период, поэтому подростки предпочитают не афишировать свои проблемы в семье. Они находят выход в общении со старшими товарищами, которые могут повлиять на выбор неправильного пути в жизни.

Более эффективным путем понимания себя и мира в этом возрасте является обращение к интересной книге как молчаливому другу. М.Аромштам, главный редактор журнала «Папмамбук», справедливо отмечает: «Так устроено: какие-то «истины», какие-то способы взаимодействия с окружающей действительностью подросток должен освоить самостоятельно. Поэтому мы, взрослые, здесь особенно остро нуждаемся в посредниках. Такими посредниками могут быть книги. Они рассказывают о том, о чем мы сами не решаемся говорить с подростками, или о том, о чем подростки по разным причинам не решаются говорить с нами» [5].Так книга заменяет или дополняет в сознании подростка знания, которые он получает от собеседников, родителей, сверстников.

О влиянии книг на подростков писала известная писательница Т.Г. Габбе: «Может быть, одна из главнейших трудностей отроческого «переходного» возраста в том и заключается, что человек, готовый бороться, любить, жертвовать собою, жадно и напряженно ищет возможностей оправдать эту свою готовность, применить свои растущие силы. Ему без конца хочется проверять себя - испытывать свою стойкость, бесстрашие, щедрость, проницательность, самоотверженность. Вот почему с такой горячностью, с таким пытливым ожиданием хватается он за книги. В них он найдет точки приложения для самых различных душевных сил своих» [17]. Книжные герои становятся образцом поведения для подростка, помогают разобраться в себе, показать ситуации, в сравнении с которыми свои проблемы покажутся ничтожными.

Между тем ученые и педагоги обращают внимание на спад интереса к чтению, к урокам литературы в подростковом возрасте. Современные исследования в области школьного чтения показали, что потеря читательского интереса у учеников начинается в период с 10 лет - это младший подростковый период, во время которого большое значение для читателя имеет элемент занимательности, неоторванности от жизни. Влиять на это могут разные факторы, среди которых и небольшое количество часов на изучение литературы (в сравнении с младшими классами), и сложность литературного материала для изучения. Классические произведения, безусловно, должны являться основой школьных программ по литературе, но они зачастую сложны для восприятия подростков, поэтому интерес к чтению должен быть поддержан текстами детской литературы, в том числе и современной литературой для подростков. Т.Г. Габбе в своей статье «О школьной повести и ее читателе» отмечает: «Как бы ни были хороши и поучительны книги о людях прошлого, детям нашим насущно необходима книга о человеке настоящего, потому что сами они смотрят в будущее» [17]. Произведения, созданные в последние десятилетия, отражают тип сознания современного человека, поднимают проблемы, актуальные для современных детей.

В этом проявляется одна из психологических особенностей восприятия детских книг - направленность личности. Онасказывается на выборе книг определенных жанров: «молодежь, устремленная в будущее, предпочитает фантастику; люди старшего поколения, напротив, - книги о прошлом, исторические жанры, мемуары» [32, с. 15].

Процесс восприятия литературного произведения - сложно организованная работа. О.И. Никифорова выделяет три стадии в развитии восприятия литературного произведения:

  • – непосредственное восприятие;
  • – воссоздание и переживание образов;
  • – понимание идейного содержания произведения;
  • – влияние литературы на личность читателя[40, с. 21]

Все эти стадии связаны с чувственным восприятием литературного текста.

Подросткам свойственно отождествлять себя с литературными героями, находить в произведении ситуации, созвучные их жизненному опыту. В эти годы «человек не читает книги, а странствует по ним, не знакомится с героями, а либо перевоплощается в них, либо ведет с ними борьбу. <…> Опыт, полученный им из книг, имеет для него в эти времена почти ту же цену, что и опыт, извлеченный из событий и фактов собственной жизни» [17].

Но отождествление себя с героями книг - временное явление, чем старше подросток, тем явнее оказывается граница между собственным жизненным опытом и реальностью изображенной в книге. Литература в этот период осознается как художественное отображение действительности, а не сама действительность.

С расширением познавательных запросов подростков какие-то факты осознаются, становятся важными, какие-то уходят на второй план. Например, одна литература нравится, другая не воспринимается вовсе. Исследование Г. И. Гинзбург, показало, что у подростков в процессе чтения появляются вопросы и навязчивое стремление их разрешить. Обычно это процесс происходит, когда читателя заинтересовал сюжет произведения. Появление вопросов - показатель читательской активности. В подростковом возрасте книга - это не только источник ответов на вопросы. Она приобретает художественную ценность для читателя. Соединение эстетических особенностей и практической ценности литературы характеризует процесс восприятия произведения, как активную умственную деятельность, способствующую и воспитанию и образованию.

Уровень читательской активности был исследован методистами, и были выделены следующие типы читателей:

  • – познавательная активность которых направлена на воспроизведение читаемого;
  • – познавательная активность которых направлена на получение информации и соотнесение ее с предшествующим жизненным или читательским опытом;
  • – познавательная активность которых направлена на углубление понимания уже известного и применения его на практике [14, с. 15].

Читательский портрет подростка, по мнению ученых и учителей, складывается к 12 -13 годам. Опыт показывает, что если к этому возрасту подросток стал читателем, то в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

В этом в наибольшей степени сказываются результаты влияния социально-педагогических условий, в которых подросток развивался раньше.

В подростковом возрасте школьники читают не менее трудные для понимания книги, чем сама их непростая жизнь в этот период. Если везде трудно и непонятно, возникает естественное желание отказаться от чего-либо. От жизненных проблем не уйти, следовательно, школьники отказываются от «сложной» литературы. Стоит понимать, что современные произведения для подростков кажутся простые только в сравнении с взрослой классикой, но секрет их в том, что они про сегодняшний день. Находясь в одном временном промежутке, становится легче увидеть, как выстроены характеры, в чем особенности сюжете, какую позицию занимает автор. Произведение становится понятным для юного читателя.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее