Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Предпочтения подростков в области литературы

ВВЕДЕНИЕ

литература подросток элективный курс

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования встал вопрос о содержании литературного образования современных школьников. Что и как должны изучать обучающиеся на уроках литературы в XXI веке - вопросы,неоднократно, поднимаемые на научных конференциях, посвященных вопросам преподавания литературы.

Часто произведения, входящие в школьную программу, оказываются трудными для восприятия юным читателям из-за описания прошлых эпох со всеми их историческими и культурологическими реалиями. Чтобы понимать, о чем идет речь, современному школьнику приходится вооружаться словарем устаревших слов и каждое предложение подробно разбирать, вычленяя непонятные слова. Безусловно, классические произведения являются фундаментом современной культуры и должны быть ядром школьных программ по литературе. Вместе с тем актуальным представляется вопрос о включении в школьную программу или элективные курсы современных произведений, так какописанные в них реалии совпадают с окружающим миром подростка и способствуют развитию читательского интереса школьников.

Е.О. Галицких, размышляя о современной литературе для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века,отмечает, что у современной литературыесть огромный педагогический потенциал.Она даёт возможность почувствовать необходимость перемен, потребность в гуманном отношении к ребёнку, увидеть проблемы школы глазами детей, помочь заглянуть в перспективы [18, с. 6].

Творчество современных авторов мало изучено, а проблема «нечтения» подростков продолжает волновать ученых и педагогов. Книги авторов, не могут быть оценены по достоинству, так как фундаментальных исследований текстов, опубликованных после 2000 года, нет. Существуют отдельные публикации таких исследователей, как И.Н. Арзамасцева [3], Н.А. Барская [8], Н.В Беляева [12] и др.К проблеме подросткового чтения обращаются методисты Е.С. Романичева, Н.Е. Кутейникова, И. А. Подругина, М.И. Балина.

Н. Е. Кутейникова, Н.Е. Добрынина[31]предлагают решение проблемы «нечтения детей» путем кардинального пересмотра школьных программ. С их точки зрения, в младших и средних классах основой филологического образования должны стать произведения детской и подростковой литературы, в том числе и современной. Их изучение должно сориентировать учеников в мире литературы, сформировать этико-эстетические предпочтения учащихся и подготовить к восприятию «взрослой» классики.

Нам представляется эффективным «плавный» путь включения современной литературы в образовательный процесс - через уроки внеклассного чтения и элективные курсы, которые в последние годы стали широко распространенной формой углубленного изучения литературы.

Большую популярность у учителей-словесников получили программы элективных курсов В.Ф. Чертова по теории литературы, Е.А. Зининой по анализу текста, Г.В. Пранцовой по изучению святочного рассказа, В.В. Агеносовапо литературе русского зарубежья и других авторов. В их разработках современная литература представлена произведениями «взрослой» литературы, вышедшими в период с 1970 - 2000 годы. Между тем специальных разработок элективных курсов по современной литературе для подростков практически нет.

Таким образом, актуальность работы связана с необходимостью включения произведений современных авторов для детей и подростковв систему литературного образования учеников 5 - 9 классов, с проблемой разработки критериев отбора текстов для классного и внеклассного чтения, с совершенствованием содержания элективных курсов как формы предпрофильной подготовки школьников.

Цель настоящего исследования определяется следующим образом: разработать программу и методическое обеспечение элективного курса на тему «Современная литература для подростков».

Такая цель обуславливает конкретные задачи работы:

  • – проанализировать теоретическую и методическую литературу по изучению современной литературы для детей и подростков;
  • – проанализировать современные программы и учебные пособия по литературе;
  • – выделить ведущие жанры современной литературы для подростков,
  • – рассмотреть основные идейно-художественные особенности произведений современных авторов, пишущих для подростков;
  • – обосновать выбор произведений современных авторов для изучения в рамках элективного курса;
  • – разработать методические рекомендации для учителя-словесника по изучению современных произведений для подростков в среднем звене школы.

В качестве объекта исследования рассматривается литература о подростках и для подростков, созданная в период с 2000 года.

Предметом исследования является процесс преподавания современной литературы в школе.

Новизна исследования заключается теоретическом обосновании проблемы изучения современной литературы для подростков, определении критериев, отборе текстов и создании элективного курса по изучению современных произведений для подростков.

Цели и задачи настоящей работы обусловили ее структуру.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность.

В первой главе работы рассматриваются особенности современной литературы для детей и подростков, художественные характеристики произведений последних лет.

Во второй главе предлагается программа элективного курса «Современная литература для подростков» и его методическое обеспечение.

В заключение диссертации подводятся итоги исследования, делаются основные выводы и намечаются перспективы исследования данной темы.

Эффективность основных положений исследования проверялась во время работы с научным руководителем, учителем литературы МОУ «СОШ № 8 с углубленным изучением ряда предметов» А.А. Поповой, студенческих научно-практических конференциях ВоГУ (Вологда, 2015 г., 2016 г.). Методические рекомендации использованы в практике преподавания учителей литературы в БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее