Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Крестьянская тема в искусстве братьев Ткачёвых

Жизнь и творческий путь братьев Ткачёвых

Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. "Весь наш ткачевский род происходит с Брянщины. Все его корни там. Отец и мать уроженцы сел Молотино и Речица, земли которых примыкали к старинному селу Овстуг - родовому имению Ф.И. Тютчева", - вспоминают братья Ткачевы.

- Мы не какие-нибудь сумотрясы, мы - тютчевские!.. - Сергей Петрович Ткачев повторяет эту фразу, слышанную еще мальцом от деда по отцовской линии Афанасия Васильевича, с подчеркнутым достоинством. Брянщина и тютчевский Овстуг (из крепостных поэта и идет их род), родимая земля, с которой неразрывно связан все теперь уж восемь десятков лет. Алексей Петрович Ткачев всю жизнь трудился вместе с братом, Сергеем Петровичем. Он на три года его моложе: Сергей Петрович родился в 1922 году, а Алексей Петрович - в 1925-м. В начале 1930-х они с родителями переехали в городок Бежица, где начался их путь в искусстве - братья стали посещать изокружок в городском Доме пионеров. Первые уроки рисования и живописи получили у педагогов В.И. Влазнева и А.И. Масленко. В молодые годы их судьбы сложились по-разному.

В 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись 3 года, ушел в армию, воевал на фронте. Алексей Ткачев к моменту начала войны уже был учеником Московской средней художественной школы - уникального учебного заведения для творчески одаренных детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. В эту школу он попал после конкурса детского изобразительного творчества «Наша Родина».

В 1941 году семья Ткачёвых была эвакуирована в Свердловск, Алексею пришлось покинуть школу и начать работу на военном заводе Уралмаш. Однако разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил туда письмо и получил вызов, позволивший продолжить занятия в МСХШ, находившейся в годы войны в Башкирии.

1974 год был определяющим и объединяющим, в становлении живописцев стало обучение в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (С.П.Ткачев - 1946-1952, А.П.Ткачев - 1945-1951) у выдающегося художника С.В.Герасимова. Известно, что А.П.Ткачев был любимым учеником мастера, воспитавшего целое поколение живописцев-шестидесятников, среди которых В.Н.Гаврилов, В.Ф.Стожаров, Г.М.Коржев. Большое влияние на Ткачевых оказал ставший их духовным наставником А.А.Пластов.

Ткачевы работают вместе с 1950 года, так и самостоятельно; каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. С.П.Ткачев - художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. А.П.Ткачев - более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. Манера письма Алексея Петровича отличается пластическим богатством и художественной красотой. Он удивительно осязаемо, великолепно с точки зрения техники передает световоздушную среду, солнечные блики, водяные брызги и тончайшие оттенки цвета. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен "братьев Ткачевых", который включает в себя редкое мастерство в создании "большой картины" с досконально проработанной внутренней драматургии и живым языком пленэрной живописи. Произведения братьев Ткачевых - своего рода летопись истории России, переломных моментов в жизни русского народа, русской деревни. Они начали свой творческий путь во время "оттепели" вместе с другими художниками - шестидесятниками. Но нашли свою манеру, свой образно-пластический язык, отличались от других, прежде всего преданностью крестьянской теме. Многие русские художники вслед за великим Венециановым брались за крестьянскую тему в живописи, но, увы, лишь единицы смогли поднять этот пласт столь мощно, самобытно и уважительно. Их полотна, повествующие о жизни простых деревенских людей, светлые и жизнеутверждающие, отражают незамысловатые подробности повседневного быта. Но в этой бесхитростной простоте и открываются зрителю черты высокой духовности и поэзии. Художники говорят в своих произведениях о подлинных человеческих ценностях - о честности, любви к природе и детям, уважении к старости.

Смотришь на их картины, и перед тобой проходит целая жизнь человека с младенческих лет до старости: детство, материнство, семейные праздники, свадьбы, похороны...

Образы русских женщин - великих тружениц, матерей - особая тема в творчестве Ткачевых. Они волнуют своей правдивостью, взяты из самой жизни, в них воплощена "душа народа".

Братьев Ткачевых считают приверженцами импрессионистической манеры письма, свободной, живописной, раскованной. Кто хоть раз видел картины "Детвора", "Прачки", "Вечер в деревне" или "Свадьба", никогда их не забудет. Они полны очарования, радости бытия, позитивной доброй энергии.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее