Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Педагогическая система образования детей с нарушением зрения

Создание условий для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, т.е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, видеть, что на ней изображено. Нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.

Лучше давать ребенку возможность рассматривать и отвечать на вопросы, стоя у картины, при этом воспитатель своими вопросами помогает выделять в картине главные и второстепенные объекты, побуждает детей к активному восприятию содержания.

Следует учитывать, что дети с нарушениями зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам. Зная особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, воспитатели должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Надо, чтобы дети рассматривали индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы - на расстоянии не менее 30--35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций на столе надо ставить подставку, какую используют в библиотеках для демонстрации книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать желтый мел. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) воспитатель приглашает детей к себе, чтобы они видели, как выполнять работу. Однако не следует использовать образцы и показ постоянно, так как это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей [2, c. 204-205]. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие предметы.

При составлении сетки занятий на неделю воспитатели распределяют их с учетом умственной и зрительной нагрузок, а также двигательной активности детей.

Физическое воспитание строится на основе "Программы воспитания и детском саду", сообразуясь с особенностями развития и ориентации детей с нарушениями зрения в пространстве.

При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки физического развития (в быстроте, ловкости, координации, в статическом и динамическом равновесии, точности, силе, выносливости). У большинства детей со зрительной неполноценностью отмечены нарушения в микро- и макроориентировке в пространстве.

Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве при низкой остроте зрения и нарушении бинокулярного зрения снижают двигательную активность детей и нередко обусловливают отклонения в развитии вегетативной нервной системы. Это в свою очередь усугубляется отрицательными переживаниями, особенно в период окклюзионного лечения. В связи с ним охрана нервной системы детей, создание и постоянное поддерживание положительных эмоций, жизнерадостного настроения путем удовлетворения естественных стремлений к движению, к игровой деятельности со сверстниками имеет исключительное значение.

Развитие движений осуществляется через широкое использование подвижных игр и двигательных упражнений на воздухе с применением игрушек и атрибутов разной величины, формы и цвета. На прогулках большое место должны занимать игры и упражнения на развитие микро- и макроориентировки в пространстве [11, c. 100].

Уровень физического развития и физической подготовленности, а также развития движений и ориентации оценивается с учетом состояния зрения, характера нарушений зрительной системы, этнологии и патогенеза. Содержание коррекционно-воспитательной работы подчинено задачам, которые определены "Программой воспитания в детском саду" с учетом структуры дефекта, состава нарушенных и недоразвитых зрительных функций, вторичных отклонений, а также особенностей развития ребенка на разных возрастных стадиях.

При нарушении зрения у детей отмечаются нарушения осанки, позы, искривления позвоночника, а также асимметрии развития движений рук и других органов тела. Назначение режима занятий для разных возрастных групп производится с учетом не только общего состояния здоровья, физического развития и подготовленности, но и состояния зрительных функций, индивидуальных первичных и вторичных отклонений в физическом развитии.

Врач-офтальмолог не должен ограничиться только противопоказаниями для занятий по физическому воспитанию, он должен продумать вместе со специалистом по лечебной гимнастике и назначить систему показанных для таких детей физических упражнений, имеющих как общеукрепляющее, так и коррекционно-восстановительное значение для физического развития. Важно соблюдать дифференцированный подход в назначении режима питания, закаливающих процедур, при подборе подвижных и настольных игр, физических упражнений. При этом особое внимание обращается на индивидуальный подход при коррекции недоразвитых двигательных функций. В физическом воспитании детей с нарушением зрения особенно большое внимание уделяется формированию правильности позы и осанки у детей. В "Программе воспитания в детском саду" сказано, что "залогом правильной осанки является хорошее общее физическое развитие ребенка". Это положение приобретает особую актуальность при воспитании детей с нарушением зрения. Воспитание осанки должно находиться в центре внимания воспитателя и врача по лечебной гимнастике на всех занятиях, при всех видах деятельности ребенка.

Следует два раза в год проводить обследование осанки у детей врачами-специалистами с целью определения конкретных рекомендаций в отношении каждого ребенка. Дети, у которых отмечены различные двигательные нарушения, должны заниматься лечебной гимнастикой. Воспитатели на физкультурных занятиях, в подвижных играх учитывают рекомендации офтальмолога, а также специалиста по лечебной гимнастике и тифлопедагога.

В целях преодоления недостатков развития движений используют физические упражнения, имеющие коррекционно-воспитательное значение. В процессе выполнения этих упражнений педагоги учат детей выполнять четко и точно движения как на основе показа, т.е. наглядного образца, так и по словесной инструкции. Следует научить детей согласовывать движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения: правильно оценивать и выполнять движения в определенном направлении на видимую цель или на звук; соответственно применять выработанные двигательные навыки в быту, игровой и учебно-трудовой деятельности, при самообслуживании; проявлять выдержку, смелость, решительность [14, c. 59].

Во всех физических упражнениях воспитатели развивают не только двигательные, но и зри-тельные, а также слуховые функции детей, формируют у них приемы макро- и микроориентировки в пространстве. Упражнения предусматривают развитие остроты зрения путем дистантного восприятия, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения. Воспитатель проводит их по рекомендации врача-офтальмолога и под наблюдением медицинского работника.

Серьезное внимание уделяют педагоги и воспитатели повышению двигательной активности детей в течение всего дня. Необходимо предусмотреть условия для развития пространственной ориентации и движений детей на участке детского сада и в помещении. Для повышения двигательной активности детей используют мячи, кегли, прыгалки, кольцебросы, бильбоке и т.д. в перерывах между занятиями, на прогулке и в свободных играх.

Во всех подвижных играх воспитатели используют различные ориентиры для выработки правильного движения детей: звуковые сигналы (колокольчики, бубны, музыкальные инструменты); зрительные (флажки, султанчики, значки, шапочки с изображениями зверей и т.д.). К нормативам основных движений, которые указаны в "Программе воспитания в детском саду" по каждой возрастной группе, следует подходить с учетом индивидуальных особенностей зрения и движения детей. В зависимости от степени нарушенных функций нормы расстояний при метании в цель, лазанье, прыжках могут быть снижены. Делать это следует с учетом советов врачей офтальмолога, педиатра и по лечебной физкультуре.

Утренней гимнастикой дети занимаются ежедневно, где наряду с общеукрепляющими упражнениями осуществляется работа по предупреждению плоскостопия, исправлению осанки и др. Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные и водные процедуры) проводят на основе рекомендаций педиатра, офтальмолога, психоневролога или невропатолога.

Физическое воспитание осуществляется при соответствующих условиях: просторное светлое помещение, специально подобранное оборудование участка, правильный подбор мебели соответственно росту детей, удобная одежда, соблюдение рационального питания и регулярного сна, режим проветривания помещений.

В "Программе воспитания в детском саду" ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребенка, воспитываются любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, любовь к родному краю. Надо вызывать у детей положительные эмоциональные переживания к окружающему: людям, их труду, природе, родному краю и т.д. Самопознание должно доставлять детям радость.

Дети познают мир в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зри тельных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия.

Воспитатели специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим всегда должны обогащать сен сорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушением зрительных функций детей процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т.д. следует организовывать с учетом доступности для их зрительного восприятия. Так, например, в программе рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с нарушением зрения не смогут увидеть работу подъемного крана, а также каменщиков на большом расстоянии. Во время экскурсии на такие объекты нецелесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, диафильмы на эту тему. Это будет доступнее детям с нарушением зрения. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для зрительного восприятия, что можно ощутить через другие анализаторы: слух, осязание и т.д. Например, можно показать детям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т.д. При наблюдении воспитатель привлекает все сенсорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскурсией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление. Например, наблюдая за движущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми глазами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, сквере дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к шелесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах.

У детей с нарушением зрения иногда могут быть вербальные, т.е. словесные, не подкрепленные чувственным опытом представления. Этого можно избежать при соответствующей организации процесса непосредственного познания детьми самих предметов, их качеств и свойств.

В работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает правильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т.д.)

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим используется различный иллюстративный материал: картины, диапозитивы, киноленты, реальные предметы и т.д. При их использовании надо всегда помнить о доступности их для зрительного восприятия. При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить подойти. Изображение на картинках не должно быть перенасыщенным объектами. Воспитатель широко использует индивидуальный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они выполняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы [8, c. 231-233].

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстрациями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т.д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т.д. Такие нацеленные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка.

Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литературных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Однако детям с нарушениями зрения их надо показывать индивидуально с учетом особенностей нарушений зрения. Лучше всего иллюстрации рассмотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каждого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее.

При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, диапозитивы и др. Например, на занятии "Беседа о зиме" воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с детьми, как он тает. На занятии "Беседа об осени" дети рассматривают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать осенний букет из листьев или цветов [12, c. 84-85].

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее