4. Проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих

Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, как здорового, так и с какими-либо нарушениями. Зачастую слепые и слабовидящие дети оказываются в неблагоприятных семейных условиях (неполная семья, неблагополучная семья). После постановки диагноза многие родители испытывают состояние шока, растерянности и беспомощности, поскольку не знают, как можно воспитывать такого ребенка. В этот момент важно поддержать родителей и предложить им квалифицированную педагогическую и психологическую помощь. Отсутствие такой своевременной помощи родителям может привести к аномальным формам воспитания: гиперопека, гипоопека или одностороннее развитие ребенка. И бывают случаи, когда это приводит к отказу от ребенка, и он оказывается в сиротском учреждении.

Гиперопека - это усиленная опека, когда родители все делают за ребенка и не дают ему свободы действий. Чаще это наблюдается в однодетных семьях или в семьях с поздним ребенком. Последствием гиперопеки является своего рода болезненное состояние, когда ребенок не владеет навыками коммуникации, не самостоятелен, ему трудно найти общий язык в коллективе и он слишком высокого мнения о себе.

Гипоопека - это недостаточное внимание к ребенку, предоставление ребенка самому себе, негативное отношение к ребенку, его игнорирование, изоляция ребенка от окружающего мира и т. п. Гипоопека часто приводит к навязчивым движениям у детей: ребенок качает головой или, стоя, раскачивается из стороны в сторону, кружится, подпрыгивает с ноги на ногу, машет руками, машет рукой перед глазами или надавливает на глаза. Навязчивые движения так укореняются в обычное поведение, что с ними становится трудно бороться [6, c. 275].

Одностороннее развитие ребенка означает, что уделяется внимание только какой-либо одной его способности (хорошо поет, читает стихи), что может привести к задержке психического развития ребенка и, в дальнейшем, к отставанию ребенка в освоении школьной программы.

Чтобы избежать этих перекосов в воспитании слепого и слабовидящего ребенка, необходимо активное сотрудничество родителей с коррекционно-образовательными учреждениями, а между родителями и ребенком должна существовать духовная близость. Часто последнее не соблюдается, так как ребенок находится постоянно в интернате, вдали от родных. Ребенок, выросший вне семьи, мало знаком с ее традициями и интересами и живет своей жизнью. Следует помнить, что ребенок со зрительными нарушениями должен делить с другими членами семьи семейные обязанности. Не следует ограничивать такого ребенка и в общении с нормально видящими сверстниками, близкими и соседями.

Дошкольное воспитание ребенка с нарушением зрения в семье должно носить разносторонний характер. Дети со зрительными нарушениями часто отстают в формировании двигательной активности, этому следует уделять много времени. Следует так же активизировать познавательную деятельность ребенка и обучать его ориентировке в пространстве. Ребенка с нарушенным зрением следует готовить к школе, не только обучая его читать, писать и считать, но и самостоятельно себя обслуживать (одеваться, умываться, причесываться и пр.). Кроме того, ребенок должен овладеть всеми нравственными и эстетическими нормами поведения. При подготовке ребенка к школе следует приучить ребенка к выполнению основ гигиены зрения.

Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения

Разработаны разнообразные тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения, которые используются при обучении, в быту, при ориентировке и передвижениях:

  • 1. Оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы). Специальные компьютерные программы, обеспечивающие увеличение экранного изображения.
  • 2. Компенсирующие средства: трость прямая, трость складная, диктофоны, звуковые компьютерные программы, Брайлевский дисплей, прибор для письма, прибор для письма шрифтом Гебольда, Брайлевские машинки, озвученные книги, читающие машины и др.
  • 3. Информационные носители: озвученные книги на кассетах, Брайлевские книги и журналы.
  • 4. Предметы быта: Брайлевские часы и будильники, говорящие часы, перфокарточная бумага, дозаторы, говорящие весы и т. п..
  • 5. Учебные предметы: специальные бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, прибор для рисования, прибор для черчения (Семевского), чучела птиц и животных, рельефные карты, звуковые калькуляторы и мячи и пр.
  • 6. Для ориентировки в пространстве: звуковые светофоры, трости и очки, "птичка" у входной двери и др. [9, c. 192-194]
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >