Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Педагогическая система образования детей с нарушением зрения

Система образования для слепых и слабовидящих детей

Система образования для слепых и слабовидящих носит как бы двухмерный характер. По вертикали, или по возрасту, существуют коррекционные учреждения 3-4 видов для охвата всех возрастных групп, начиная с младенцев и кончая пожилыми людьми. Такое же количество коррекционных учреждений для детей и взрослых существует по горизонтали, т. е. по степени нарушения зрения.

Система коррекционно-образовательных учреждений для слепых и слабовидящих по возрасту включает дошкольные учреждения, школьные учреждения, специальные профессиональные учреждения, школы восстановления трудоспособности слепых, Всероссийское Общество Слепых (ВОС), учебно-производственные предприятия и др. Эти учреждения, за исключением организации ВОС, финансируются государством.

Отбор детей в специальные коррекционно-образовательные учреждения производит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Основная задача ПМПК - подобрать тип учреждения, учитывая психические особенности ребенка и его зрительные возможности.

Дошкольные учреждения: Консультационно-практический центр по реабилитации детей с тяжелой патологией зрения (г. Санкт-Петербург), обслуживающий детей с рождения до 10 лет (Центр включает детский сад, в котором, кроме обычных дневных групп, работают также круглосуточные группы и группа "Особый ребенок", и консультационные группы, причем дети до года могут быть проконсультированы на дому), специальные детские сады (в том числе, круглосуточные), специальные детские сады при школах-интернатах, группы для детей с нарушениями зрения при массовых детских садах, специализированные детские дома [11, c. 68-69].

Дошкольные учреждения, наряду с воспитанием, осуществляют лечебно-восстановительный процесс, развитие зрительных функций, познавательной, двигательной сферы и личности ребенка в целом.

Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, дающие им среднее образование. В последние годы в больших городах стали открывать специальные классы охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.

Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.

Основные задачи специальной школы - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.

Возраст детей, обучающихся в классах охраны зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки [14, c. 54].

Существует и такая форма школьного образования, как гимназия-интернат для слепых и слабовидящих детей (Москва, Харьков). Выбор гуманитарного или естественно-математического направления в дальнейшем дает возможность детям с нарушениями зрения реализовать свои интеллектуальные возможности. Однако подобных учреждений недостаточно, и расширение сферы углубленного среднего специального образования для слепых и слабовидящих детей - актуальный вопрос.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее