Вопрос о нарушениях зрения в педагогике

Обычно отечественные специалисты, педагоги и офтальмологи, используют следующую классификацию нарушений зрения.

Функциональные нарушения зрения.

Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены, в том числе, и тренировками. Амблиопия - это некоррегируемое оптическими средствами снижение зрения. Обычно выделяют такие формы амблиопии: а) обскурационная - возникает в результате существовавшего в течение некоторого времени помутнения оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы и др.). б) рефракционная - следствие аномалии рефракции глаз (дальнозоркость, близорукость, астигматизм или анизометропия - неодинаковая рефракция глаз) и отсутствия адекватной оптической коррекции в) дисбинокулярная - возникает в результате косоглазия (бывает с центральной и нецентральной фиксацией). г) истерическая - может возникнуть в состоянии аффекта.

По тяжести различают три степени амблиопии в зависимости от уровня остроты зрения лучшего глаза с оптической коррекцией. Амблиопия высокой степени соответствует остроте зрения 0,01 - 0,2, амблиопия средней степени - остроте зрения 0,2 - 0,4 и амблиопия слабой степени соответствует остроте зрения 0,4- 0,8. зрение тифлопедагогика амблиопия

1.2. Органические нарушения.

Это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте [10, c. 6-8].

Низкое зрение (low vision) по международной классификации нарушений означает, что острота зрения лучшего глаза с оптической коррекцией составляет менее 0,3. Острота зрения менее 0,02 уже соответствует формальной слепоте, и на таких лиц распространяются соответствующие законы, постановления и льготы, касающиеся слепых. Часть людей, которые считаются формально слепыми еще могут видеть предметы, т. е. имеют низкое предметное зрение.

Основными причинами низкого зрения являются заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм).

Для нужд специального образования выделяют группу лиц с низким предметным зрением, имеющих остроту зрения менее 0,05. Согласно отечественной терминологии, это так называемое остаточное зрение и таких лиц называют частично зрячими (хотя формально они могут считаться и слепыми, если острота зрения оказывается ниже 0,02). Лиц с низким зрением, но остротой зрения выше 0,05 называют слабовидящими. Те же слепые, которые не видят предметов, в специальном образовании разделяются на группы лиц, имеющих светоощущение с правильной или неправильной проекцией источника света и не имеющих светоощущения (тотально слепые).

Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах, о чем подробнее будет сказано ниже.

Количество тотально слепых детей в нашей стране, как и во всем мире, за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением и глубокой сочетанной патологией. Это обстоятельство объясняется распространением практики доращивания маловесных недоношенных детей. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии недоношенных и других нарушений здоровья. Хотя в большинстве случаев ретинопатия недоношенных претерпевает обратное развитие, не дойдя до конечных стадий, это наиболее частая причина детской слепоты (10-15% случаев). Конечные стадии ретинопатии недоношенных характеризуются обширными отслойками сетчатки. Распространено мнение, что ретинопатия недоношенных возникает в результате передозировки кислорода при доращивании младенцев, однако есть и возражения против этой точки зрения [8, c. 66].

Остроту зрения, основную зрительную функцию, у дошкольников обычно проверяют по специальной таблице Орловой на расстоянии 5 метров. Если ребенок не отвечает с этого расстояния, его уменьшают, а остроту зрения пересчитывают пропорционально расстоянию. Например, если ребенок видит первую строку таблицы (соответствующую остроте зрения 1,0 при измерении с 5 м) только с расстояния 1 м, острота зрения будет равна 0,02. Когда ребенок не узнает картинки, можно попробовать проверить зрение и с помощью пальцев руки. Если больной правильно считает, сколько предъявляется пальцев с расстояния в 1 м, это также требует остроты зрения, приблизительно равной 0,02. Если используется другое расстояние, значение остроты зрения 0,02 следует умножить на данное расстояние, выраженное в метрах [12, c. 87-88].

Большинство детей с нарушениями зрения имеют также другие нарушения здоровья, т. е. сочетанную патологию. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения, например, ДЦП, задержки умственного развития и нарушения слуха.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >