Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Маркетинг arrow Протореклама в первобытном обществе

Символизация на начальных этапах культуры и культовая протореклама

В функциональном обогащении роли знаковых средств эпохи палеолита весьма существенно явление символизации. Это - наделение предметов и знаков дополнительными смыслами, порой весьма далекими от их исходных значений. В первую очередь сакральными т.е. священными смыслами. Это - непосредственный результат постижения нашими далекими предками всего окружающего в двух измерениях: реальном и сверхъестественном. Как пишет известный социопсихолог и этнограф Л. Леви-Брюль: "Что прежде всего захватывает их первобытных людей. - авт. внимание и почти полностью занимает его с того момента, когда оно было чем-нибудь пробуждено, что целиком заполняет и удерживает его - это присутствие и более или менее определенное влияние невидимых сил, действие которых они чувствуют на себе и вокруг себя".

Невидимые силы постепенно конкретизируются в мировоззрении первобытных людей, они воплощаются в грозных явлениях природы, в особях животного мира, а затем и в изделиях рук человеческих, создающих специальные символические сакральные предметы: фетиши, чуринги, различные культовые изображения. Некоторые из них применяются узким кругом жрецов под покровом мистической тайны. Другие же, напротив, тяготеют к публичности, к постоянному их демонстрированию.

Так формируется в первобытном обиходе обширный пласт культовой проторекламы. В нем совмещаются процессы символизации и демонстрирования, они находят свое реальное бытование в совокупности ритуалов. Первобытный ритуал - это такая демонстративная акция, которая призвана свидетельствовать о верности сообщества исконным традициям, заветам предков, его неуклонном служении невидимым высшим силам. Все это должно быть продемонстрировано публично, наглядно, выразительно. По словам известного отечественного исследователя В. Топорова, ритуал "своего рода парад всех знаковых систем естественный язык, язык жестов, мимика, пантомима, хореография, пение, музыка, цвет, запах и т. п., никогда и нигде более не образующих такого всеобъемлющего единства"

С начала развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Это происходило по мере изобретения письма, которое в различных местностях датируется по-разному: 6-8 тысячелетиями до нашей эры. Таким, образом, источники рекламной деятельности уходят в первобытную древность. Реклама в античность отличается оперативной информацией. Формы рекламной деятельности разнообразны: словесные, звуковые, письменные и изобразительные которые создавали рекламные образы рекламируемых объектов, их цель уже тогда была активно проникать в психику потенциальных потребителей, привлекать их внимание и тем самым побуждать совершать выгодные для рекламодателя действия.

С развитием производственных и социальных отношений в древних цивилизациях вызывает необходимость передачи информации, предназначенной конкретным группам людей. Часть этой информации стимулировала, убеждала потребителей в необходимости осуществления определенных действий в пользу рекламодателя. В связи с этим появляется такое направление коммуникации как протореклама.

Протореклама была первичной формой коммерческих коммуникаций, объединившая элементарные коммуникационные средства, которые получили в дальнейшем времени свое самостоятельное развитие. Протореклама зародила в себе ныне развитые формы маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и др.

Самые древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи сопровождались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно само слово "реклама" происходит от латинского reclamare - "возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать"

По мере усиления потребности в развитии словесного (вербального) воздействия на потребителей эта информационная функция порождает институт глашатаев. Глашатай - специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей, расхваливание товара нанимателя и т.д. Важным преимуществом пользования услугами глашатая возможность получения информации о товаре можно было теперь получить не только там, где он продавался.

Глашатаи первоначально появились у древних египтян, а от них последовательно у древних евреев, греков и римлян. Эта профессия была настолько распространена и имела такой высокий общественный статус, что функциями глашатая наделялся даже древнеримский бог торговли Меркурий. В Древней Греции призывы глашатаев нередко принимали песенно-поэтическую форму. Например: "Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать румяна по разумным ценам у Экслиптоса"

Многообразие сфер применения проторекламы, в которых использовались услуги глашатаев, это - экономические отношения, частная жизнь, организация зрелищ, политика и др. Часть глашатаев находилась на государственной службе, получая за это жалованье, другая - сделала эту работу своим промыслом.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее