Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период

Выше были рассмотрен пантеон протоиндийской религии в его древнейшей форме и пантеон древней религии иранских племен. В обеих религиях ярко выделяются боги, которых можно отождествить с Творцом и Ангелами его и боги, отождествляемые с бесами. Обе религии имеют общий корень, но между ними видны заметные различия, связанные с изменением исходных верований.

Отличаются не только имена главных богов (в Ригведе с Творцом можно отождествить Варуну, а в Авесте Ахура - Мазду), но и даже собирательные названия богов и собственно демонов изменились на противоположные. (См. таблицу в конце раздела.) В Ригведе Дэвы - боги, асурами же называются демоны, выступающие против богов и некоторые боги. Позднейшие веды называют асурами только демонов. В Авесте же асурами называют богов, а дэвами только демонов. (Л.91 стр. 8; 426 - 427)

Авеста дополняет сведения о некоторых богах, которые отсутствуют в Ригведе. В Ригведе Митра практически равен Варуне, а в Авесте сохранились сведения о том, что Ахура - Мазда сотворил Митру. С другой стороны, в Ригведе возросла роль Индры, который убивает змея, а в Авесте Индра этого подвига не совершает. В Авесте Индра второстепенный дэв, а в Ригведе великий бог, которому посвящено большинство гимнов, правда, черты беса в Ригведе также присущи ему.

Даже в самой Ригведе в более поздних мандалах изменяется роль богов. Образ Варуны в X мандале тускнеет, позднее он изображается как бог вод, а в Ахтарваведе оказывает поклонение Индре.

Несмотря на все эти глубокие изменения, сравнение с Авестой подтверждает выводы, сделанные относительно пантеона Ригведы:

в пантеоне представлены два вида противопоставленных богов;

с истинным Богом можно отождествить только Варуну, с Ангелом Божиим можно отождествить Митру;

с бесами безо всякого сомнения отождествляются Индра, Маруты, Вишну.

(Л.85 стр. 438 - 440, 456, 499; Л.88 стр. 168, 172 - 173)

Важным является вывод о том, что даже в период складывания гимнов Ригведы происходили существенные изменения в верованиях: - поклонение Истинному Богу заменялось на поклонение бесу.

Главный результат изучения пантеона Ригведы:

древнейиндийские боги Индра, Маруты, Вишну являются бесами

Этот вывод позволяет правильно оценить не только древнейшие формы религии Индии, но и современный индуизм.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >