Авеста и ее пантеон

Большое значение для отождествления богов древней Индии, несмотря на более позднее происхождение, чем Ригведа играет Иранская Авеста, сохранившая ряд верований древнейшей религии протоиранских племен. Использование этих материалов в сравнение с Ригведой позволит повысить достоверность выводов о верованиях протоиндийской религии, так как обе религии имеют общие корни.

Авеста - время написания, автор, особенности

Авеста является величайшим произведением древнего мира, несущим в себе религиозные верования иранских племен. Возникновение Авесты связывается с личностью Заратуштры (Зороастра) основателя зороастризма. Время жизни Заратуштры точно неизвестно, его можно отнести к периоду конца VII - началу VI в. до Р.Хр. (Л.91 стр. 9). Важной чертой религиозной реформы Заратуштры было обращение к единобожию (Л.91 стр. 11). Деятельность религиозного реформатора протекала при правлении Виштаспа. По приказу Виштаспа Заратуштра записал Авесту. (Л.91 стр. 29)

Но Авеста не может быть признана полностью сочинением самого Заратуштры, хотя и есть утверждения том, что она основана на полученном им откровении: - по повелению Виштаспа были собраны писания маздаяснийской веры и записаны в двух экземплярах Авесты.

“Несомненно, что в Авесте имеются более ранние части и более поздние, в том числе большие интерполяции. Судя по языку, по содержанию и по ряду социально - исторических моментов, многие тексты Авесты, в том числе наиболее ранние (особенно гатические), сложились гораздо позднее, чем “Ригведа” (составленная около полутора тысяч лет до н.э.), но до ахеменидского царствования IX - VII вв. до н.э”. (Л.91 стр. 43)

Полный текст Авесты до нашего времени не дошел. Первоначально она была написана золотом и объем составлял 12000 пергаментов (или 12000 досок). Сюда входили не только тексты религиозного характера, но и медицинские, философские, астрологические (см. Л.91 стр. 28 - 31).

Пантеон Авесты

При определении пантеона Авесты следует придерживаться тех же принципов, что и при выявлении истинного значения пантеона Ригведы. С Творцом может быть отождествлен Ахура - Мазда, а с Ангелом Божиим Митра. Эта группа божеств объединяется названием “асуры”. С сатаной отождествляется Анхра - Манью (Арьяман), дэвы и в том числе Индра. Эта группа называется в Авесте “дэвы”.

Ахура - Мазда и Митра

Имя Ахура - Мазда переводится как Владыка Всеведущий (Л.91 стр. 55). Он изображается властным, воинственным, но справедливым (Л.91 стр. 57). Его черты, которые ясны из приведенных отрывков Авесты, очень близки к учению об истинном Боге.

Цитаты из Авесты об Ахур Мазде

“Ахура - Мазды, Дух Святейший, Творец плотского мира, истинный, с кем впервые из смертных говорил ты, Ахура - Мазда, кроме меня, Заратуштры?” (Л.91 стр. 77)

“7. Ахура - Мазда молвил:

“Мне имя - Вопросимый,

О верный Заратуштра.

Второе имя - Стадный,

А третье имя - Мощный,

Четвертое - я Истина,

А в - пятых - Все Благое,

Что истинно от Мазды,

Шестое имя - Разум,

Седьмое - я Разумный,

Восьмое - я Ученье,

Девятое - Ученый

Десятое - я Святость,

Одиннадцать - Святой я,

Двенадцать я Ахура,

Тринадцать - я Сильнейший,

Четырнадцать - Беззлобный,

Пятнадцать - я Победный,

Шестнадцать - Всесчитающий,

Всевидящий - семнадцать,

Целитель - восемнадцать,

Создатель - девятнадцать,

Двадцатое - я Мазда.

  • - - - - - - - - - ...
  • 12. Творец я, Покровитель,

Хранитель и Всезнающий,

Мне Дух Святейший имя,

И мне Целитель имя,

Целебнейший - мне имя,

И мне служитель - имя,

Священнейший служитель,

И мне Ахура имя,

Еще мне Мазда имя,

И Праведный мне имя,

Всеправедный мне имя,

Мне Благодатный имя,

Всеблагодатный - имя,

И мне всезрячий имя,

И Очень - Зоркий имя,

И Самый - Зоркий имя,

13. Мне имя - Наблюдатель,

Преследователь - имя,

Мне Созидатель имя,

Мне Охранитель имя,

И мне Защитник имя,

И Знающий мне имя,

Всеведающий - имя,

Еще мне Пастырь - имя,

Я - “Слово скотовода”,

Еще - Властолюбивый,

Еще я - Самовластный,

Еще я - Добровластный,

Мне имя - Мягковластный,

14. Мне имя - Необманный,

Мне имя - Безобманный,

Мне Сохранитель - имя,

И Сокрушитель - имя,

Я - Наповал - Разящий,

Мне имя - Всекрушащий,

Мне имя - Всетворящий,

Доброблагой мне имя,

Полноблагой мне имя,

“1. От страны севера, от северных стран [каршваров] примчался Анхра - Манью, полный гибели, из дэвов дэв. Вот что вещал он, зломудрый, полный гибели, этот Анхра - Манью: “Друдж! Ступай, умори непорочного Заратуштру!” помчался друдж, это был дэв Бути, дэв тлена, от которого идет всякая порча на людей”. (Л.91 стр. 123)

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >