Индра

Индре в Ригведе посвящено наибольшее количество гимнов. По этому признаку он выделяется как главный бог Ригведы.

Но по своим чертам он может быть отождествлен только с нечистым духом, так как совершает преступления, упивается сомой, неистов, отнимает добро у людей и награждает молящихся ему, от Индры берет начало обман.

Единственным подвигом Индры является убийство демона Вритры, но при сравнении с Авестой, выясняется, что этот подвиг совершен другим персонажем, а реконструкция показывает, что иранский вариант более древний (Л.85 стр. 438).

Само рождение Индры вызвало ужас, колдовством он побеждает силами колдовства, царствует в воздушном пространстве, исполняет за жертвы преступные просьбы. Все эти моменты являются основанием для отождествления его с бесом.

Цитаты из Ригведы об Индре

  • 1 Если уж так (случилось), о истинный, о пьющий сому,
  • (Что) мы живем, словно без надежды,

Дай же нам, о Индра, надежду

(в виде) коров, коней, тысячи прекрасных благ, о (ты,)

очень богатый!

2 О прекрасногубый, господин наград,

Могучий, у тебя - чудесная сила.

Дайже нам, о Индра, надежду

(в виде) коров, коней, тысячи прекрасных благ, о (ты,)

очень богатый!

  • (стр. 35 Мандала I. 29[1 - 2])
  • 7 Убей всякого крикуна!

Загрызи Крикадашу!

Дайже нам, о Индра, надежду

  • (в виде) коров, коней, тысячи прекрасных благ, о (ты,) очень богатый!
  • (стр. 35 Мандала I. 29[7])
  • 12 Да сбудется это, о пьющий сому,

О друг, громовержец. Сделай так,

Как мы хотим от тебя: чтобы ты искал (добычу для нас)!

  • (стр. 37 Мандала I. 30[12])
  • 16 Всегда завоевывал Инда со (своими) храпящими,

Ржущими, фыркающими (конями) богатства.

Он, обладатель чудесной силы, (дал) нам золотую колесницу,

Он наш добытчик, чтоб добывали (мы), он нам дал.

  • (стр. 37 Мандала I. 30[16])
  • 3 При полном вооружении, он увешал себя колчанами

Он угоняет коров чужого - у кого хочет.

Сгребая себе много добра, о Индра,

Не будь скупым к нам, о возросший!

  • (стр. 42 Мандала I. 33[3])
  • 5 Колдовским силами ты сдул прочь колдунов

Которые по своему обычаю совершали возлияние (себе)

на плечо.

Ты проломил крепости Пипру, о мужественный духом.

Ты сильно помогал Риджишвану в смертельных битвах с дасью.

6 Ты поддерживал Кутсу в смертельных битвах с Шушной.

Ты отдал Шамбару во власть Атитхигвы.

Ты топтал ногой Арбуду, такого огромного.

От века ты рожден для убийства дасью.

7 Вся сила сосредоточена в тебе для одной цели.

Твоя щедрость радуется питью сомы.

Твоя ваджра проявляет себя, (будучи) вложена (тебе) в руки.

Обруби все мужские силы врага!

(стр. 65 Мандала I. 51[5 - 7])

Он ведь захватчик из захватчиков (?), отверстие в

вымени (с сомой)

С золотым дном, (бог,) возросший от опьянения с помощью мудрых.

Индру этого я призвал благим деянием и молитвой,

  • (Его,) чьи дары самые щедрые: ведь он полон сомы.
  • (стр. 67 Мандала I. 52[3])
  • 13 Ты стал противовесом земли.

Ты стал господином высокого (неба) с великими героями.

Все воздушное пространство ты заполним (своим) величием.

Ведь поистине никто другой не равен тебе.

(стр. 68 Мандала I. 52[13])

Опьянили тебя эти пьянящие напитки, эти силы

мужества,

Эти соки сомы в битвах с врагами, о господин сущего,

Когда для певца с жертвенной соломой десять вражеских отрядов,

Не знающих себе равных, тысячи (бойцов) ты уложил.

7 В бой за боем ты вступаешь храбро,

Крепость за крепостью ты там разбиваешь,

Когда в далеком краю, о Индра, с другом Нами

Ты сразил колдовского (демона) по имени Намучи.

8 Ты убил Каранджу и Парнаю

Острейшим ободом (колеса) Атитхигвы.

Ты разбил сотню крепостей Вангриды,

Осаждаемых Риджишваном, (ты,) непримиримый.

9 Ты вместе с Сушравасом, оставшимся без строронников,

Этих царей народов - два дестяка (их), пришедших

(сюда),

Шестьдесят тысяч девяносто девять (воинов), о знаменитый,

Поверг ниц колесом от колесницы, - дурной ногой.

  • (стр. 69 Мандала I. 55[6 - 9])
  • 6 Ведь это он, жаждущий славы, возросший силой,

Уничтожающий искусственные поселения на земле,

Создающий надежные светила для жертвователя,

С замечательной силой духа, выпустил воды, чтобы они текли.

  • (стр. 72 Мандала I. 55[6])
  • 7 Это у своей матери на выжиманиях сомы он сразу

Выпил напиток великого (отца), любимые яства.

Более сильный Вишну отнял вареную (пищу).

Ранил кабана, стреляя сквозь скалу, стрелок.

  • (стр. 77 Мандала I. 61[7])
  • 9 Это его величие выходит за пределы

Неба, земли, воздушного пространства.

Индра - самодержец в доме (своем) всеми воспетый,

Прекрасный (убийца) врагов (?), неистовый, он усилился для битвы.

  • (стр. 77 Мандала I. 61[9])
  • 14 Это в страхе перед его рождением

Дрожат твердые горы, небо и земля.

Громко призывая (защищающую) длань провидца,

Нодхас сразу стал готовым к подвигу.

  • (стр. 78 Мандала I. 61[14])
  • 1 Ты велик, о Индра: ведь (ты - тот,) кто порывами неистовства,
  • (Едва) родившись, небо и землю поверг в ужас,

Когда все чудовища (и) даже твердые горы,

Из страха перед тобой задрожали, как былинки.

  • (стр. 80 Мандала I. 63[1])
  • 4 Пей, Индра, этот выжатый (сок),

Лучший бессмертный опьяняющий напиток!

К тебе потекли потоки прозрачного (сомы)

На сиденье (вселенского) закона.

5 Пойте сейчас для Индры

И произносите гимны!

Выжатые соки опьянили его.

Поклоняйтесь (его) высшей силе!

  • (стр. 101 Мандала I. 84[4 - 5])
  • 1 Тот, кто бык, обладающий бычьими силами,

Самодержец великого неба и земли,

У кого настоящие воины, кого призывают в боях

Сопровождаемый Марутами да будет нам Индра в

помощь.

(стр. 119 Мандала I. 100[1])

Этот носитель дубины, убийца дасью, страшный,

ужасный,

Мастер с тысячью замыслов, сотней уловок,

Силой, словно сок сомы (?), почитаемый среди пяти народов,

Сопровождаемый Марутами да будет нам Индра в

помощь!

  • (стр. 120 Мандала I. 100[12])
  • 4 Мы хотели б победить (вражеское) войско с тобою как с союзником!

Помоги нам захватить нашу долю в каждой битве!

Создай нам, о Индра, широкое пространство, легкий путь!

Сломи силы мужества врагов, о щедрый!

  • (стр. 123 Мандала I. 102[4])
  • 9 Тебя мы зовем первым среди богов.

Ты (всегда) был победителем в битвах.

Пусть этого нашего певца Упаманью

Индра сделает победителем, (а) колесницу пустит вперед

в состязании!

  • (стр. 123 Мандала I. 102[9])
  • 8 Не убей нас Индра не отдай (врагу),

Не отними наши любимые наслаждения!

Не разбей, о щедрый, наши яйца, о могучий!

Не разбей наши сосуды вместе с выводком!

9 Иди сюда! Говорят, ты любишь сому.

Он выжат - пей его, опьяняйся!

Заливай его в утробу, о просторный!

Услышь нас, как отец, призываемый!

  • (стр. 125 - 126 Мандала I. 104[8 - 9])
  • 4 В опьянении этим (сомой) ты вручил справедливости

Шумную запертую вереницу коров.

Когда же трехгорбый повел обратно (стадо, пришедшее)

Он открыл врата обмана рода человеческого.

  • (стр. 150 Мандала I. 121[4])
  • 1 Оба мира я очищаю законом.

Я сжигаю великие силы лжи, лишенные Индры,

(Там,) где недруги были настигнуты (нами и) убиты,

Растерзанные полегли они кругом на месте бойни.

  • (стр. 168 - 169 Мандала I. 133[1])
  • 4 Индра, захватчик солнца, порождающий дни,

С помощью Ушиджей выиграл сражения, (он,) превосходящий (всех).

Он сделал (так, что) знамя дней заблистало для человека.

Он нашел свет для высокой битвы.

5 Индра предался насилиям (и) разрушениям,

Подобно мужу, совершающему многие мужественные деяния.

Он внушил певцу эти исторические мысли,

Он улучшил этот их чистый облик.

  • (стр. 325 Мандала III. 34[4 - 5])
  • 10 Он поэтому слывет победителем и убийцей,

А также он с боем добывает коров.

Когда Индра предается (своему) неистовству,

Все твердое (и) подвижное страшится его.

(стр. 379 Мандала IV. [10])

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >