Ригведа и пантеон индуизма

Ригведа, как отмечалось выше, является главным и единственным источником в ведической литературе, который дает возможность оценить древнейшие верования ариев, завоевавших Индию.

Некоторые неясные моменты Ригведы могут быть уточнены при сопоставлении с древнеиранской Авестой и даже с традициями индоевропейских народов, в том числе славянских и балтийских. (Л.85 стр. 426 - 427)

Несмотря на то, что Авеста является более поздней (VII - VI век до Р. Хр.) “...обращает на себя внимание и та особенность, что язык РВ ближе по своим особенностям к языку Ав. (Авесты Н.Т.), чем к языку более поздних памятников индийской литературной традиции “... (Л.85 стр. 437)

Ригведа состоит из гимнов богам. Этим она существенно отличается от Библии, книги Бытия которой содержат историю мироздания и развития человечества, описывают отношение Бога к людям, приводят данный Богом Закон. Ничего подобного в Ригведе нет. По характеру изложения Ригведа чем - то похожа на Псалтирь. Эта особенность затрудняет идентификацию богов, так как отсутствуют ясно сформулированные сведения о них. По этой причине выявление древнейших верований может проводиться при анализе текстов гимнов Ригведы с целью выявления характерных признаков, присущих Творцу и Ангелам Его и диаволу и ангелам его. Эти признаки могут включать в себя основные моменты православного учения о Боге, сотворении вселенной, чертах добрых Ангелов, учение о диаволе и ангелах его.

Учитывая особенность гимнов Ригведы можно использовать следующие вероучительные истины:

Из учения о Боге и Ангелах Его: Бог сотворил вселенную, Ангелов и человека, Бог есть любовь, Бог карает зло и поощряет добро, Ангелы Божии творят добро и не совершают зла, исполняют наказания, налагаемые Богом на людей, Ангелы Божии добры по своей сущности.

Из учения о диаволе и ангелах его: диавол есть источник зла и обмана, совершает преступления, несет людям зло и страдания. Эти же черты присущи и ангелам его. Диавол может делать добро для обмана и уловления людей, оставаясь при этом злым по природе. Ангелы сатаны злы по сущности. Бес может изменяться, представляться в виде Ангелов Божиих, животных, иметь светлый или страшный образ, но всегда злой, исполняет молитвы по греховным побуждениям, связанные с грехом и потворствует греху.

Но даже такая обобщенная идентификация должна проводиться в высшей степени осторожно.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >