Происхождение древнеиндийской религии

Важнейшим моментом в исследовании протоиндийской религии является тот факт, что она не является феноменом, возникшим в среде древних восточных народов: - корни индуизма в религии народов, населявших междуречье и Малую Азию.

Приблизительно в середине второго тысячелетия до Р. Хр. на территорию Индии в район современного Пенджаба через перевалы Гиндукуша стали вторгаться племена ариев. Захватчики несли с собой религию, которая практически полностью заменила верования местных племен. (Л.85 стр. 426)

Религиозные верования местных племен практически не оказали влияния на религию пришельцев. (Л.85 стр. 434)

Протоиндийская религия является религией древних племен ариев и имеет много общего не только с религией древних племен, населявших территорию современного Ирана, но и с религиями других племен ариев, в том числе, славянских и балтийских.

Имена древнейших индийских богов содержатся в не только в памятниках письменности хеттов, но и в древнеиранском памятнике “Авеста”, который имеет большое значение для выяснения особенностей пантеона индуизма.

Существующие теории определяют территорию расселения древнейших племен ариев (до начала миграции) как южный Кавказ, северную Месопотамию, восточную часть современной Турции (восточную Анатолию). Некоторые авторы предполагают расселение племен в областях Средней Азии от Аральского моря по бассейнам Амударьи и Сырдарьи и до Каспийского моря.

Предполагается, что прародина была заселена индоевропейцами в V - IV тысячелетии до Р. Хр.

Именно с этих территорий арии в первой половине III тысячелетия до Р. Хр. появились на севере современного Ирана. Позднее в середине II тысячелетия до Р. Хр. через Афганистан они проникли в северо-западную Индию.

Не затрагивая вопроса точности предположений исследователей о районах расселения, следует обратить внимание, на то, что места расселения племен примыкали к Кавказу, где на горах Араратских остановился Ноев ковчег.

Это позволяет сделать вывод о том, что древнейшая религия ариев могла иметь в своей основе религию праотцев, так как именно в ареале расселения племен должны были жить ближайшие потомки Ноя.

Отсюда происходили миграции племен ариев в разных направлениях.

Использованы материалы Л.85 стр. 426 - 437.

Ведическая литература

Древнейшие верования индуизма зафиксированы в ведах.

Ведическая литература неоднородна по содержанию, времени написания и верования.

Поэтому перед использованием источников для выявления особенностей пантеона необходимо остановиться на структуре и истории ведической литературы.

“Первоначально священное знание воплощали три веды (trayм vidyв “троичное знание”): РВ, СВ., ЯВ. (РВ - Ригведа, СВ. - Самаведа, ЯВ - Яджурведа, АВ - Ахтарваведа прим. мое Н. Т.) В дальнейшем была канонизирована и присоединена к ним четвертая веда - АВ. Согласно древнеиндийской ортодоксальной классификации, веды открывают традицию шрути (зruti букв. “слышание”), понимаемую как откровение, знание, непосредственно открытое богом для посвященных мудрецов риши... К традициям шрути принадлежат, кроме самих вед, ряд классов текстов, опирающихся на веды и развивающие отдельные их стороны: брахманы, араньяки, упанишады. Завершается ведийский период обширным кругом произведений, объединяемых названием веданга (... “члены вед”), которые, вопреки своему названию, к традиции шрути уже не принадлежат, а составляют вспомогательные по отношению к ведам дисциплины. Позднее из них развились самостоятельные отрасли науки. ...

Традиции шрути противостоит традиция смрити (smзti букв. “запоминание”), которая охватывала произведения, возводимые к отдельным авторитетам и передаваемые от учителя к ученику. ... Вся древняя литература в Индии была устной, независимо от того, рассматривалась ли она как непреходящее божественное откровение шрути или как ограниченное человеческое знание - смрити, пользовавшееся авторитетом, только если оно не противоречило шрути”. (Л.85 стр. 458)

“Веды написаны на древнеиндийском языке (ведический санскрит); само слово “веда” буквально означает “знание”, “ведение”.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы:

  • 1) Самхиты
  • 2) Брахманы
  • 3) Араньяки
  • 4) Упанишады

Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются самхиты, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения с Самхитам, составленные в более позднее время. Поэтому Самхиты называют собственно Ведами. В широком же смысле слова Веды - это четыре группы, весь комплекс ведической литературы.

Чтобы иметь правильно представление о структуре Вед, необходимо также учитывать, что каждая отмеченная выше группа ведической литературы не является единым целым. Самхиты - это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарваведа. Каждая Брахмана относится к определенной Самхите: Ригведа имеет свои Брахманы, Самаведа - свои и т.д. Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам, или к Брахманам. Свои Упанишады или Араньяки имеет не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Поскольку, однако, Брахманы имеют своим истоком Самхиты, относящиеся к ним Араньяки или Упанишады также примыкают к Самхитам. Следовательно, вся эта структура Вед, в конечном счете, определяется структурой Самхит”. (Л.86 стр. 6)

Самхиты состоят из четырех вед: Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Ахтарваведы.

Основная самхита - Ригведа, остальные не имеют такого самостоятельного значения.

Веды были составлены и записаны в течение продолжительного времени.

“Прошли столетия, составленные в различное время и в различных районах Индии, гимны были сведены в особые сборники - Самхиты”. (Л.86 стр. 8)

Такой процесс формирования, предполагаемый атеистическими исследователями, очень напоминает письменную фиксацию устного предания, что подтверждается тем, что традиция шрути рассматривает веды, как божественное откровение.

Это подтверждается еще и тем, что “По-справедливому замечанию академика Ф. Ф. Фортунатова, составители самхиты Ригведы “руководились желанием предохранить гимны от порчи или забвения “... (Л.86 стр. 8 - 9)

Ригведа

“Самой ранней Ведой по времени ее составления и самой большой по объему (1028 гимнов, более 10500 стихов, что равно “Илиаде” и “Одиссее”, вместе взятым) является Ригведа (“Веда гимнов”, “риг” - хвалебный стих, песнь, гимн). Она делится на десять книг, или мандал (букв. “круг”, цикл)”. (Л.86 стр. 8)

“Ригведа является древнейшей книгой из всех, какие только известны человечеству, включая самые ранние из произведений (гимнов) поэтов Древнего Египта и Греции”. (Л.86 стр. 12)

В вопросе времени создания Ригведы ученые не пришли к единому мнению. Наиболее вероятным следует признать мнение, что Ригведа создана во второй половине - конце II тысячелетия до Р. Хр., а наиболее поздние части могли быть составлены на рубеже II и I тысячелетий до Р. Хр. Подробнее см. Л.85 стр. 426 - 427; 431 - 437; 499.

Самаведа

“... вторая самхита - Самаведа (“Веда напевов”) - это сборник мелодий, сочиненных преимущественно на стихи Ригведы: 1474 стиха из общего числа 1594 уже имеются в Ригведе” (Л.86 стр. 9)

Яджурведа

“Третья самхита - Яджурведа (“Веда жертвоприношений”) - также во многом дублирует Ригведу”. (Л.86 стр. 9) Существует в вариантах черная и белая (см. Л.86 стр. 24 - 25).

Ахтарваведа

“Четвертая самхита - Ахтарваведа (“Веда заклинаний”) - значительно отличается от остальных. Ее гимны носят характер заклинаний. Согласно ведийской традиции первые три самхиты считаются наиболее “авторитетными”, подлинными Ведами. Ахтарваведа же, по мнению ряда ученых, была оформлена позднее и возникла в другой социальной среде”. (Л.86 стр. 9 - 10)

“Старое название Ахтарваведы - “Атхарвангирасах” (“Atharvвngirasah”) - свидетельствует, что в ней были два различных напластования, одно - Атхарвана и другое Ангираса. Первая относится к благожелательной магии и применяется в целях врачевания. Враждебная же магия относится к ангирасам. Первая занимается врачеванием, а вторая - колдовством, и обе тесно связаны друг с другом” (С. Радхакришнан. Индийская философия, т. I, стр. 99)”. (Л.86 стр. 9 сноска 7)

Брахманы

“Брахманы (т.е. книги, написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Их появление было вызвано изменившимися условиями жизни общества, прежде всего, по - видимому, усилением социального неравенства, развитием системы варн. ... Брахманы, как литература комментаторская, в философском плане не имеют большой ценности”. (Л.86 стр. 10) (Варна - название социальных групп в древнеиндийском обществе.)

Араньяки

Позднейшая часть вед. “Араньяки (букв. “лесные”; лесные тексты) - это в основном правила поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в философском размышлении об истине и ее природе”. (Л.86 стр. 10 - 11)

Упанишады

Позднейшая часть вед. “Упанишады - собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле этого слова, а собрания текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авторами в различное время на различные темы. Каждый текст представляет собой более или менее краткое изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца”. (Л.86 стр. 11)

Подробнее см. Л.86 стр. 6 - 25; Л.85 стр. 457 - 460.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >