ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЯЗЫЧЕСКИМ РЕЛИГИЯМ

Актуальность знания языческих религий в настоящее время определяется широким распространением языческих верований востока, проникающих не только через проповедников, чтение литературы, но и через средства массовой информации. Практически каждый человек, так или иначе, сталкивался с языческими верованиями, а попытки протестантов, православных модернистов и представителей ряда сект объединить христианство и язычество востока делает эти знания жизненно необходимыми.

Практика восточных религий проникает в христианство в виде практики (медитации) и терминологии.

В настоящее время успешный диспут с инославными, не говоря уже о сектантах, требует знания не только основ религий востока, их терминологии, но и умение изложить точку зрения православия, основываясь на православной оценке основ религий. Отклонение от православной точки зрения предопределяет неминуемое поражение и делает невозможной саму проповедь Учения Христа.

Исходным пунктом оценки языческих верований с православной точки зрения является поиск остатков религии праотцев в исследуемых языческих религиях.

Мы имеем полноту Откровения, данную в Священном Писании, содержащем сведения о Боге, вселенной, человеке.

Особенность религии праотцев в неполноте Откровения: - только Христос возвестил то, к восприятию чего было неспособно ветхозаветное человечество.

Праотцам не могли не быть известными основные моменты истинной религии: - Бог любит людей, несет им благо и добро, Ему служат добрые Ангелы. Напротив, диавол несет людям зло, преступления насилия, ему служат злые ангелы, бес может изменяться, представляться в виде Ангелов Божиих, животных, иметь светлый или страшный образ, но он злой, исполняет молитвы по греховным побуждениям, связанные с грехом и потворствует греху.

На этих принципах должна строиться проверка пантеона язычества с точки зрения истинной религии - православия.

Безусловно, идентификация богов язычества с Творцом и Его Ангелами, сатаной и его ангелами не может быть абсолютной точной: - сложность задачи определяется не только характером древнейших источников, но и неполнотой Откровения, полученного праотцами - о его объеме мы практически ничего не знаем. Поэтому необходимо проявлять большую осторожность в выводах, которые, в значительной мере, могут носить только общий характер.

Нам православным христианам, привыкшим к тому, что Учение Христа только исследовалось и излагалось подробнее, но на протяжении двух тысячелетий оставалось неизменным, трудно отказаться от этого принципа неизменности при рассмотрении других религий.

Существеннейшей отличительной чертой язычества является быстро происходящая глубочайшая трансформация верований.

Это определяет другую особенность их исследования: - необходимо обращаться к древнейшим источникам, а в ряде случаев сравнивать верования народов, имеющих общие корни религий.

По этой же причине нельзя ограничиться только изучением древнейших верований: - полная картина современных воззрений и их взаимосвязь с учением проторелигий, отношение к религии праотцев и, в конечном счете, к Учению Христа может быть выяснена только при исследовании исторического развития верований. Только таким образом можно выявить основные элементы заблуждений и поклонения диаволу.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >