Сравнение

Одной из важнейших особенностей протестантского взгляда на Священное Писание является разделение понятий Слово Божие и Писание. Протестантизм считает неидентичным сказанное слово и записанное в Евангелии, в Деяниях и посланиях. Апостолы рассматриваются некоторыми авторами, как представители определенных направлений в христианстве, а не как богодухновенные писатели.

  • q Отличие сказанного от написанного не может быть причиной необходимости дополнительного откровения: любые записанные слова могут незначительно отличаться от произнесенных, но при этом сохраняется полная передача смысла высказывания. Одной из причин появления подобной теории может быть католическое учение о сути богодухновенности Писания. Католики имеют мнение, в соответствии с которым пророк или Апостол записывал дословно полученное Откровение. Православный взгляд отличается тем, что не исключается влияние индивидуальности пророка или Апостола. Благодать Божия просвещала ум и ее воздействием обеспечивалась правильная передача Откровения, записанного по вдохновению от Бога, но не подавлялись личные особенности человека. Этим объясняется различие в стилях разных книг Священного Писания. Отделение понятия слова Божия от Писания и признание их отличающимися является отрицанием Богодухновенности Писания. Безусловно, Иисус Христос в Своих проповедях сказал намного больше, чем записано в Новом Завете, так как “... и самому миру не вместить бы написанных книг”. (Ин. XXI гл. 25) Но тем - то и отличается Священное Писание, что оно содержит Учение Христово (Откровение) в том обобщенно виде, в каком Бог определил. И мы должны воспринимать все, как данное Богом.
  • q Выражаясь светским языком, Священное Писание является единственной информацией, о которой с полной уверенностью можно говорить, что она получена от Бога. Никто не станет отрицать, что пророки и Апостолы имели истинное Откровение от Бога. Именно Личность Иисуса Христа и личности Апостолов являются объективными доказательствами того, что в Священном Писании находится истинное Откровение, так как Христос - Богочеловек возвестил истинное Откровение и передал его Апостолам.

Принципиальным отличием протестантизма является учение о возможности получения личного откровения исследователем в процессе работы. Это откровение может даже противоречить Святой Библии и, несмотря на это, может признаваться истинным. Такие взгляды открывают широчайшее поле для произвольного толкования текста, привнесения в него личных мнений, роль Священного Писания сводится просто к изложению личных взглядов последователей Иисуса Христа, придерживавшихся различных вероучительных теорий.

Учение о личном откровении теолога является важнейшей составной частью протестантского метода формирования вероучения, оно широко используется в инославии и сектантстве. Учение не очень широко распространяют среди верующих, видимо, чтобы не отпугнуть последователей.

Протестантский взгляд на Священное Писание имеет целью обеспечение возможности произвольно строить вероучение, не обращая внимания на явные указания Священного Писания, оправдывать любые воззрения, совершенно несовместимые с учением Иисуса Христа.

Причины несостоятельности учения о личном откровении теолога:

  • q Нет никаких объективных способов проверки достоверности. Человек под видом такого откровения может излагать свои собственные взгляды, не исключен и момент получения информации от нечистой силы (подробнее в разделах о видении духов и прелести), а этого человек обычно сам не осознает.
  • q Метод с использованием личного откровения направлен на подмену объективно - научного метода выяснения значения слов Иисуса Христа личным мнением комментатора с целью оправдания вероучения, не имеющего ничего общего с учением Иисуса Христа и противоречащего букве и духу Священного Писания.
  • q Неточности перевода и возможные утраты при переписке рукописей не являются серьезными аргументами в пользу необходимости дополнительного откровения. Нужно просто применить научный метод выяснения оригинального текста рукописи, что уже давно сделано, причем полезно вспомнить, что при исследовании кумранских текстов Ветхого Завета не было найдено серьезных и значительных разночтений, а это свидетельствует о сохранности Священного Писания. Найденные в Кумранских текстах мелкие разночтения объясняются неточностями переписки и легко устраняются сравнительным анализом текстов.

Новозаветное Откровение возвещено только Христом и Апостолами; ни один святой не возвестил ни одного слова Откровения

Протестантская теория личного откровения теолога в большей или меньшей степени присуща практически всем сектантам, просто они об этом не говорят.

Сектантское объяснение Священного Писания сводится к произвольному пониманию по мнению толкователя без какого - либо предварительного анализа текста. При этом в переносном, аллегорическом смысле истолковываются места, имеющие важнейшее значение для формирования вероучения, несмотря на явное противоречие контексту и параллельным местам.

Типичной является фраза “Писание можно понимать по - разному”. Этим оправдывают толкование текста, отличающееся от православного. Широчайшее распространение имеет аллегорическое объяснение. На этом строится вероучение сект и инославия.

Мы сталкиваемся с преднамеренным искажением смысла Священного Писания, а слова о том, что возможны различные понимания, скрывают очень жесткую позицию, не допускающую иного толкования, чем их.

Встретившись с такой позицией, православный человек, конечно же, согласится, что возможны различные понимания Священного Писания, но понимать и толковать следует так, как учил Иисус Христос - часть дословно, часть аллегорически, а, чтобы разобраться какой текст как понимать, нужно применить научный метод и рассказать его суть. Нужно помнить, что сектанты глубоко веруют во Христа и для них Слова Божие свято. Очень важно побудить их новым взглядом посмотреть на знакомые слова, предложить им ознакомиться с православным толкованием: - ведь можно толковать по - разному! Нужно проявить готовность обсудить все вопросы и доброжелательно выяснить все расхождения с Писанием и симфонией в руках.

Православное отношение к Священному Писанию не исключает возможности, в ряде случаев, аллегорического понимания текста и даже произвольного его истолкования верующими. Но это относится не ко всей Библии, а к тем местам, которые содержат аллегории, притчи и нравственные поучения, то есть к тому, что Сам Бог определил нам понимать применительно к конкретным жизненным обстоятельствам. Как часто обличения законников, фарисеев доходят до глубины нашего сердца и человек слышит голос Иисуса Христа, обличающего его самого, а не каких - то древних фарисеев!

Протестанты и сектанты полностью отвергают авторитет Священного Предания и святоотеческих трудов. Но это совершенно не значит, что ими нельзя пользоваться в дискуссиях. Основные моменты нашего вероучения полностью подтверждаются выдержками из Священного Писания, а те моменты, которые известны из Священного Предания и святоотеческих творений, вполне можно обосновывать на них, ссылаясь как на древние документы, свидетельствующие о вере древней Церкви - исторические документы!

В дискуссиях о возвращении к Апостольским временам вполне уместно поинтересоваться у собеседника, какими историческими материалами пользуется его исповедание или секта. Использование ими произведений авторов, не имевших в те времена общения со всей полнотой Церкви, только засвидетельствует об отходе от Апостольского наследия. Но, скорее всего, конкретные авторы не будут названы.

Необходимо сказать несколько слов об утверждениях об адогматизме Священного Писания. Сама постановка вопроса в корне неправильна. Догматы в виде сформулированных вероучительных истин в Писании, безусловно, не содержатся, да и не могут, в таком виде, содержаться! Ведь догматы являются сформулированными на основании Священного Писания ответами на вопросы, волновавшие христианский мир. Адогматизм Писания - намеренное запутывание собеседника. Православное утверждение о том, что все догматы находятся в Священном Писании, означает, что Священное Писание содержит в себе все учение Иисуса Христа, в котором и следует искать ответы на вопросы.

Православным часто приходится слышать упреки в консерватизме. Но православие не консервативно - оно только последовательно придерживается учения Иисуса Христа, соблюдая дух и букву. Против этого, на самом деле, направлены упреки в консерватизме. Их целью является маскировка отклонений от Учения Иисуса Христа, допущенных оппонентами православия.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >