ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ

Основой православного метода разработки вероучения являются принципы отношения к Священному Писанию и учению Иисуса Христа, о которых говорилось выше:

  • q Откровение во все полноте содержится только в Священном Писании и другого, противоречащего ему, нет и быть не может;
  • q учение Иисуса Христа - закон для всех христиан;
  • q учение Иисуса Христа неизменно во времени;
  • q необходимо проповедовать только Учение Иисуса Христа;
  • q недопустимо неправильно излагать Учение Иисуса Христа.
  • q необходимость соблюдения учения Иисуса Христа следует из необходимости послушания Ему, Апостолам, пастырям и Церкви (см. выше, а также ниже в разделе о послушании).

Для реализации этих принципов на протяжении веков сложился православный метод формирования вероучения, заключающийся в следующем:

  • q все вероучение заключено в Священном Писании;
  • q цель - выявление учения Иисуса Христа по интересующему вопросу;
  • q любой вероучительный вывод должен основываться только на цитатах из Священного Писания;
  • q в Священном Писании - Библии нет и не может быть противоречий, следовательно, любой вывод, приходящий в противоречие с каким - либо местом в Священном Писании, неверен;
  • q по любому вопросу следует выяснить, что хотел сказать Иисус Христос, пророк или Апостол, а не излагать свое мнение: - мнение даже самого умного и образованного человека, даже лица, облеченного высшим духовным саном, не имеет никакой ценности в вопросах вероучения, если оно расходится со Священным Писанием;
  • q вероучительные выводы не должны противоречить Преданию и творениям святых отцов;
  • q философия и логика не имеют самостоятельного значения и используются как вспомогательный способ обработки материала.

В Священном Писании есть слова, которые нужно понимать только в прямом смысле, то есть так, как они написаны и никак не иначе, а есть притчи и аллегорические высказывания, имеющие иносказательное значение, поэтому необходимо в каждом конкретном случае выяснить, как понимать выбранную фразу.

Если фраза, сказанная Иисусом Христом или Апостолами должна пониматься в прямом смысле (а это определяется из контекста), у нее может быть только одно толкование - единственно правильное.

Реализация этих положений требует углубленного изучения Священного Писания и может быть совершена при научном анализе текстов.

Метод работы с текстом Священного Писания включает следующее:

Исследование контекста - берется отрывок текста до и после выбранного высказывания, чтобы определить истинное значение цитаты. Величина отрывка должна быть такой, чтобы не оставалось ни малейшего сомнения, в том, как понимать фразу - в прямом или в переносном смысле.

Исследование параллельных мест: - находят все цитаты по интересующему вопросу и сравнивают, нет ли в них противоречия предлагаемому вероучительному выводу.

Проверка перевода: - в сложных случаях анализируется текст на древнегреческом или древнееврейском языке, так как переводы не всегда точно передают смысл оригинального текста.

После этого производится сверка со святоотеческими творениями. Роль Священного Предания и святоотеческих трудов сводится к дополнительной проверке соответствия полученного результата церковной традиции и помогает избежать серьезнейших ошибок. Правда, Предание и святоотеческие труды не должны противоречить Писанию.

Только после этого можно делать вероучительные выводы.

Сам подход к выяснению вероучения очень прост и даже формален: - есть цитаты из Священного Писания, подтверждающие предположение и нет ни одной противоречащей, нет противоречий с трудами святых отцов, значит оно верно. Нужно привыкнуть к мысли, что мнение даже самого умного и образованного человека не имеет ни малейшего значения в вопросах вероучения, которое нам дано Богом, а роль человека сводится только к раскрытию Божественных истин.

Только в редких случаях, когда нет прямых высказываний в Писании и Предании, могут быть допущены логические заключения, но это требует особой внимательности и осмотрительности, чтобы выводы не разошлись с духом Священного Писания, Предания и святоотеческой традиции. Примером такого применения логики может быть вопрос о том, как появляется душа у младенца. На эту тему ничего не написано в Священном Писании, нет Предания. Из трех предположений: - творение Богом новой души, сотворение всех душ при творении мира и зарождение новой души при зачатии выбрано именно зарождение души при зачатии, иначе первородный грех не передавался бы потомкам, и не нужно было бы Искупление рода человеческого Голгофской Жертвой.

Но такие логические выводы требуют не только знания логики - они невозможны без специальных знаний в области Священного Писания, Предания, святоотеческих творений и догматики. (Л.12 т. 1 стр. 7 - 37). Необходимо отметить, что Священное Предание и учение святых отцов является согласными - то есть учат одинаково.

Такой метод разработки вероучения, являющийся научным анализом текстов, требует специальной подготовки, знания не только Священного Писания, но и древних языков.

Это одна из причин, почему Православная Церковь предписывает своим чадам полагаться на авторитет Церкви в толковании Священного Писания.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >