Откровение

Все, что мы знаем о Боге, и все Его Учение нам открыто Самим Богом и называется Откровением. В ветхозаветные времена оно давалось людям через пророков и праведников. Новозаветное Откровение дано Иисусом Христом и Апостолами.

Откровение фиксировалось в виде Священного Писания, поэтому Библия в силу фиксированности в ней Откровения, возвещенного через пророков, Иисусом Христом и Апостолами служит критерием истинности провозглашаемого вероучения.

Хранительницей Откровения во всей его полноте является Церковь, как Тело Христово, ибо в Ней обитает Святой Дух. Церковь же сохраняет Предание. В силу этих причин правильное понимание Откровения есть достояние Церкви Христовой.

Мы веруем во Христа Сына Божия, знаем, что Он научил Апостолов, что они передали Его Учение без искажений.

Священное Писание Нового Завета указывает, что в Нем находится единственное и неизменное Новозаветное Откровение.

Апостол Павел пишет о том, что не может быть иного откровения, чем - то, которое возвещено Иисусом Христом и передано Апостолами, он даже предает анафеме тех, кто благовествует иначе:

q “Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро преходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа”. (Гал. I гл. 6 - 12)

Нельзя повреждать Откровение:

q “Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе”. (2. Кор. II гл. 17)

Иисус Христос заповедал соблюдать учение, изложенное Апостолами:

  • q “... если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин. XV гл. 20)
  • q “Слушающийся вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня”. (Лк. X гл. 16)

Апостолы требовали соблюдения переданного в предании и написанного в посланиях:

  • q “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2 Фес. II гл. 15)
  • q ... Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечание и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его”. (2 Фес. III гл. 14)

Апостол Павел не слышал проповеди Иисуса Христа, но виделся с другими Апостолами, которые засвидетельствовали истинность полученного им Откровения и правильность учения - это объективный критерий проверки истинности возвещаемого Откровения, отсутствующий у других “пророков” более позднего времени:

q “Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, “... (Гал. II гл. 7 - 9)

Учение Иисуса Христа не изменится никогда:

q “... небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. (Мф. XXIV гл. 35; Мк. XIII гл. 31; Лк. XXI гл. 33)

Все вышеприведенное является основанием для следующего вывода:

Только в Священном Писании содержится Откровение, имеющее непререкаемый критерий истинности, поэтому другого откровения, противоречащего ему, нет и быть не может

Любое откровение, противоречащее Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, является ложным, а совпадающего просто быть не может по причине ненадобности. Если предположить, что какой - то народ мог бы получить Истинное Откровение прямо от Бога, то он имел бы полноценное христианство, но нигде никогда не было найдено христианство, не проповеданное христианскими миссионерами. То, что Бог не полагал давать дополнительное Откровение, следует из посылки Апостолов “научить все народы” (Мф. XXVIII гл. 19). Иначе не нужно было бы давать такое поручение.

Православие не отрицает возможности того, что Бог просветит светом истинного учения душу праведного человека, не имеющего возможности научиться вере, но при этом человеку будет возвещено вероучение, не отличающееся от Священного Писания. В этом отношении очень интересен случай со святой Марией Египетской, которая была просвещена Богом, но следует обратить особое внимание на то, что в разговоре со старцем Зосимой она цитировала Священное Писание:

q “... питаюсь и покрываюсь я всесильным словом Божиим, ибо не о хлебе едином жив будет человек! И совлекшись греховного одеяния не имеют убежища, укрываясь среди каменных расселин. (Мф. IV гл. 4; ср. Иова XXIV гл. 8; Евр. II гл. 38; взято из сноски Н.Т.)

Услыхав, что святая вспоминает слова Священного Писания из Моисея, пророков и псалтири, Зосима спросил, не изучала ли она псалмы и другия книги.

q “Не думай, отвечала она с улыбкой, что я со времени моего перехода через Иордан видела какого - либо человека, кроме тебя: даже зверя и животного я не видала ни одного. И по книгам я никогда не училась, не слыхала никогда из чьих - либо уст чтения или пения, но слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает даже до меня, неизвестной миру”. (Л. 58. т.8 стр. 18).

Случай очень показателен: Бог не оставил человека, мы не знаем, как она была научена, но, что очень важно - “святая вспоминала слова Священного Писания”. То есть имело место дословное научение Писанию, отсутствие нового откровения, что давало возможность, при необходимости, проверить веру по существующим Священным Книгам.

Случай - сам по себе уникальный духовный феномен. В житиях святых других подобных случаев не описано. Но, тем не менее, теоретически это не исключено и вполне можно утверждать, что православие не отрицает возможности научения вере прямо от Бога, но в таком случае вера будет полностью соответствовать Священному Писанию.

Правда, нужно обратить внимание на личность Марии Египетской, на глубину ее раскаяния. Уже сам факт, что была научена святая Мария Египетская, подчеркивает исключительность ситуации и ее практическую неповторимость в быту.

Не исключено, что бесы, являющиеся источником ложного откровения, могут повторять некоторые истины, возвещенные Богом. Это следует иметь в виду, поэтому представляется возможным сделать следующее заключение:

Ложным является любое откровение, если даже только некоторые его положения противоречат Священному Писанию - Святой Библии

Наличие подобных противоречий является основанием для идентификации откровений, как ложных, и определения их происхождения от бесов.

Дополнительными критериями оценки полученного откровения является соответствие веры человека, получившего откровение, истинной вере, а его нравственного состояния понятию святости (святость невозможна без истинной веры!).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >