Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Сказки А.С. Пушкина

Введение

6 июня, 1799 год. Обычный летний день. Москва. Ничто не предсказывало особенного явления. И вот - Александр Сергеевич Пушкин.

Неординарная личность. Звезда. Как «обозначить», «определить» пушкинский гений? Непросто, так как любое определение - это уже отрицание и ограничение. А дух творчества Поэта всегда утверждение. Мы постигаем Пушкина, как познаем жизнь: мы его «пропускаем через себя», мы в него «вживаемся»…

Александр Блок так определяет творца: «Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии…»

Вот ответ и основа. Опора и находка - Гармония! Еще древние определяли ее, как единство противоположностей. Гераклит видел в ней сочетание «противоположных напряжений», как в мелодии и грозе. Гармония в отличие от унисона - богатство мотивов, обилие тем, плодотворная борьба противоречий. Кто пришёл к гармонии, тот познал откровение.

Истоки

Все мы родом из детства. Давайте окунемся немного в детство поэта. Мальчик Саша Пушкин рос задумчивым и впечатлительным, что вызывало у родителей недоумение. Между тем эти черты свидетельствовали о ранней внутренней сосредоточенности будущего поэта, о его полном погружении в свой уникальный, еще детский, но уже сказочный мир. Впоследствии все изменилось: он стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим пылким нравом, необыкновенной памятью и не по годам развитым умом.

В научных источниках существует две версии о детстве Пушкина. Согласно одной из них, у поэта не было детства. Известный русский культуролог и литературовед Ю.М. Лотман говорит нам о поэте, что «он был человек без детства В этой точке зрения как бы иносказательно выражена мысль о том, что родители, особенно мать, недостаточно занимались ребенком, что в детской жизни Пушкина было мало материнской и отцовской ласки, интимной прелести, которые окрасили бы всю последующую жизнь теплыми, нежными и сокровенными, дорогими сердцу воспоминаниями.

Иные авторы-исследователи, такие как Л. Гроссман, Н. Скатов считают, что детство поэта было обычным, соответствующим времени и эпохе. Родители, несмотря на житейскую суету, беспорядочность воспитания детей, заботились о них. Мать во время пребывания Пушкина в Лицее довольно часто приезжала в Царское Село. Поэтому, ее якобы безразличное отношение к сыну все таки было неверным. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернеров. Хотя, по некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски, живая связь семейства с русской культурой не была прервана. «Проклятое французское воспитание», о котором с горечью впоследствии упомянул Пушкин, не было единственным в его детстве. Русская культура была для поэта такой же естественной литературной средой, как и французская.

Известны предки поэта: со стороны отца - Пушкины, по линии матери - Ганнибалы. Любил маленький Саша по вечерам слушать неторопливые рассказы бабушки о роде Ганнибалов. Прадед, Ибрагим, «арап Петра Великого», мальчиком попал в Россию и служил затем Петру I. Бабушка, Мария Алексеевна, умела красочно и живо рассказывать внуку о старинной жизни бояр, о знаменитом «арапе», о забавных случаях из жизни Петра I… Когда внуку исполнилось 5 лет, бабушка стала учить его русской грамоте - писать и читать. Сын Ибрагима, дед Пушкина, адмирал Иван Ганнибал, стал знаменитым в результате победы над турками в морском сражении под Наварином. Поэт всегда гордился своими предками, и Пушкиными, и Ганнибалами, чьи имена несколько позже отражались в его произведениях («Арап Петра Великого», «Борис Годунов» и др.). Бабушка писала о своём внуке следующее: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.» Но как увидела Русь - существо пушкинского духа есть утверждение. Мы постигаем Пушкина, как постигаем жизнь: мы его «переживаем», мы в него «вживаемся», «прикипаем».

Всем известна огромная роль в формировании личности Пушкина-поэта другой женщины - Арины Родионовны, няни маленького Саши. Меткие обороты речи, мелодичность сказов и легенд, русские народные песни и сказки, пересыпанные поговорками и пословицами - всё неоценимое богатство русского языка раскрывалось перед мальчиком из уст Арины Родионовны. И не случайно будущий поэт называл её «мамушкой», впоследствии посвятил ей много нежных строк.

Также немалую роль сыграл дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря бабушкам, дядьке и общению с крестьянскими детьми Пушкин выучился русской грамоте, усвоил дух и склад родной речи. «Преданья старины глубокой», рассказываемые бабушкой, няней, уживались с чтением иностранной и отечественной литературы. Пушкин в отличие от своих сверстников был наделен необыкновенными творческими способностями. И немаловажно, что атмосфера родительского дома стала замечательной умственной школой для пытливого ребенка.

Как уже сказано выше, основным вдохновителем сказок считают няню поэта, Арину Родионовну. Но существуют интересные факты, что Александр Сергеевич с огромным удовольствием слушал певцов и сказителей на ярмарочных гуляньях и базарах. А также весьма занимательно, что в его бумагах имеются конспективные заметки, записи услышанных им сказок и легенд.

В исследовательских работах очень часто стоит вопрос об источниках литературного произведения. Вот что говорит об этом М.К. Азадовский: «Цикл сказок 1831-1834 гг., начинающийся «Сказкой о царе Салтане» и завершающийся «Сказкой о золотом петушке», - занимает совершенно исключительное и особое место в творчестве Пушкина, так как с ним связываются представления о важном и значительном переломе в его творчестве. Из биографии Пушкина известно, что огромный интерес к народной поэзии и в частности к сказкам он проявил в период ссылки в с. Михайловском, в 1824-1826 гг. От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее