Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политические режимы

Значение информационной безопасности во внешнеполитической деятельности Российской Федерации

Внешняя политика России и ее участие в международных отношениях является предметом ведения Российской Федерации. Основные направления внешней политики России, равно как и внутренней, определяются Президентом РФ, который осуществляет руководство ею. На Правительство РФ возложено осуществление мер по реализации внешней политики России.

Согласно Доктрине из внешних угроз информационной безопасности РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:

  • *информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики России;
  • *нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
  • *попытка несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях.

К внутренним угрозам информационной безопасности в сфере внешней политики отнесены:

  • *нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ и в подведомственных им организациях;
  • *информационно-пропагандисткая деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности РФ;
  • *недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности РФ.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности России в сфере внешней политики, в частности, являются:

  • *разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса РФ;
  • *разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ;
  • *совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом. Городов О. А. Информационное право, М., 2012

Глобализация как новая историческая действительность отразилась не только на рыночных отношениях, она в значительной мере стала определять внутреннюю и внешнюю политику государств, послужила мощным стимулом развития информационных технологий. Общепризнанно, что в конце XX -- начале XXI вв. наступила эпоха информатизации. Глобализация все больше и больше становится определяющим фактором развития информационного общества См.: CSORBA JOZSEF. A globalizacio az informacios tarsadalomal kapocsolatas infor- maciotudomanyos gondolkadasban. www.inco.huinco2globalcikk2.htm: M.KASTELLS. Information Technlogy, Globalization and Social Development. Palais des Nations. Geneva. 22-24 Yune.1998..

В информационном обществе действуют новые организационные принципы отношений между личностью и государством. Один из них заключается в том, что контакт человека с окружающим миром больше осуществляется на основе информации, чем непосредственного опыта. Второй принцип сводится к тому, что модернизация государства всегда начинается с изменения его информационной модели. И третьей - решающим для политических акторов в достижении своих целей является качество использования информации.

По мнению Кастельса, информационное общество -- это не общество, главным образом использующее информационные технологии, а специфически новая общественная структура, формируемая определенной информационной парадигмой. Эта новая парадигма параллельна таким уже травиальным понятиям как глобализация, интеграция и интернационализация и в той же самой мере характеризуется таким явлением, как "perverse connection", под воздействием которого происходит изоляция народов, городов, регионов и стран. О разобщении, изолированности накоплен солидный практический материал.

Характеризуя информационное общество, особое внимание уделяется на такой его негативной стороне как разрастание информационных войн с использованием в качестве оружия различных атрибутов ИТ.

Переход информации в разряд важнейших ресурсов человечества вызывает к жизни проблему борьбы за овладение этим ресурсом, и как следствие -- появление принципиально нового средства нападения и защиты -- информационного оружия. Неотъемлемой частью, способствующей эффективному применению информационного оружия, являются космические средства связи и наблюдения. В открытой печати уже появлялись сведения о разведывательной сети "Эшелон", созданной Агентством национальной безопасности США, основу которой составляет орбитальная группировка космических аппаратов радиоэлектронной разведки. Технические средства этой сети позволяют перехватывать большую часть всех телефонных переговоров (включая и сотовую связь) и выбирать в потоке информации только сведения, заданные пользователем по ключевым словам. По заявлениям американских экспертов, эта сеть предназначена в основном для борьбы с международным терроризмом и наркомафией, но ее возможности выходят далеко за эти рамки.

С конца 80-х годов XX в. в США неоднократно проводились исследования по изучению уязвимости автоматизированных систем управления (АСУ) различного назначения с точки зрения информационной безопасности. По результатам этих исследований были сделаны следующие выводы.

По итогам 2013 г. в США зафиксировано более 250000 случаев вторжения в АСУ государственного назначения (кроме АСУ военного назначения), 162500 (65%) таких вторжений оказались успешными. Зафиксировано свыше 160000 вторжений в АСУ МО США. Количество вторжений в АСУ государственного и военного назначения каждый год увеличивается, в среднем, в два раза.

Аналогичные исследования, проведенные в Великобритании, Франции, Швейцарии, Японии показали, что АСУ государственного и военного назначения в этих странах являются еще менее защищенными от информационных воздействий.

Важное место для обеспечения информационной безопасности имеет защищенность компьютерных сетей и телекоммуникаций, используемых в информационных процессах. Роль этого компонента информационной безопасности существенно возрастает в связи с угрозой применения информационного оружия. А в качестве основных объектов применения информационного оружия сегодня выступают:

компьютерные и связные системы, используемые государственными органами и организациями при выполнении своих управленческих функций;

военная информационная инфраструктура по сбору и обработке информации, решению задач управления войсками и боевыми средствами;

информационные и управленческие структуры банков, транспортных организаций и промышленных предприятий;

электронные средства массовой информации.

Исходя из этого, государственная политика обеспечения информационной безопасности должна решать следующие задачи:

оценка состояния существующих информационных систем и научно-технического, кадрового потенциала для развития средств их защиты;

экспертиза и классификация по степени защищенности основных видов систем;

определение возможностей и условий интеграции информационных систем, в том числе в регионах России, на федеральном уровне, между федеральным центром и субъектами РФ, в СНГ и между государствами-членами Совета Европы;

определение количественных и качественных параметров развития информационных систем на среднесрочную и дальнесрочную перспективу;

определение потребностей в инвестициях, масштабов и форм государственного и негосударственного участия в той сфере;

унификация законодательства на межгосударственном уровне.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее