Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации

Формирование информационного общества создает новую проблему для науки - проблему разработки новых методов, технологий и процедур исследования информационной безопасности как составной части национальной безопасности в целом. Все, что относится к теме обеспечения информационной безопасности, формирует задачи и возможные решения теоретико-методологического характера.

Под информационной безопасностью, в самом широком аспекте, понимается сегодня состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее их устойчивое развитие.

Новый этап развития цивилизации связан с информатизацией всех сфер социальной жизни. Термин "информационное общество" привился и широко употребляется для обозначения шагов, отдаляющих общество от индустриальной эпохи. Развитие сетевых структур коммуникаций на основе новейших технологий, последовательный шаг от кибернетики и электроники к компьютеризации и информатизации является реальностью современной общественной жизни. Наличие всемирной сети информационного общения позволяет сказать, что информационное общество уже есть у нас на планете Земля.

Для исследования информационного общества России необходимо выявить те его признаки и индикаторы значимости, которые позволяют признать его реальность и потенциал развития. Когда говорят о признаках информационного общества то, прежде всего, перечисляют следующие его атрибуты: компьютеры, программы и программное обеспечение, средства связи и системы коммуникаций, телефоны, радио, телекоммуникации, защитные устройства и т.д. По определению Б.Гейтса, это материальная часть, по которой идут импульсы к частям ''тела" обществаСм.: Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2001. - С.З.. Сама информация, для которой создается система сетей передачи и технологии ее сбора, обработки, также объект и составная часть этого процесса. Это тот ресурс, который воздействует все больше и больше на российское общество, определяет его движение, поступки граждан, их поведение, отношения между людьми и др. Информация с техническими атрибутами как бы вживается в ткань общественных отношений. Информационные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии вошли в структуру экономических рычагов, сами стали объектами всемирного рынка, "четвертой ветвью власти" (СМИ) и со временем становятся рычагом, позволяющим воздействовать на механизмы политического управления во всех его видах и сферах.

За последние 10 лет все развитые страны приняли свои концепции и руководящие документы, сформировав политику обеспечения информационной безопасности, в связи с наступлением информационной эры развития мираСм.: Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирование // В сб. науч. трудов: Право и информация общества. - М., 2002. -

С.12..

Россия с некоторым замедлением официально включилась в формирование информационного общества. Но, начиная с середины 90-х годов и по настоящее время, появляются концепции, доктрины, планы в этой области.

Наиболее крупным событием в этом плане является Доктрина информационной безопасности, принятая в сентябре 2000 г. На основе Доктрины разрабатываются развивающие ее документы.

Политической основой для решения проблем обеспечения информационной безопасности на перспективу являются и такие документы, как ежегодные послания Президента В.В .Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.

Информационная парадигма специфична. С одной стороны, информация как сумма знаний об окружающем мире есть средство, на основе которого индивид, общество, государство выбирает линию поведения для удовлетворения потребностей и реализации интересов. С другой стороны, информация есть средство управления человеком, его поведением, а также средство управления общественными организациями, органами государственной власти, техническими системами. В этой связи обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства представляет собой политическую проблему: успешное функционирование современного государства и общества немыслимо без действенной системы обеспечения информационной безопасности, а информационное противоборство стало важнейшим геополитическим фактором.

Понятие "информационная безопасность чего-либо или кого-либо” с точки зрения общей теории безопасности раскрыто в отечественных и зарубежных научных исследованиях, а также в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Первое определение информационной безопасности в отечественном законодательстве было дано в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.), где оно определено, как "состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства"Собрание законодательства РФ. - М., 1996. - № 28. - Ст.3347.. Из этого определения следует, что защита информации и информационной инфраструктуры и есть содержание политики обеспечения информационной безопасности.

Информационная среда представляет собой совокупность следующих компонентов:

субъекты информационного взаимодействия;

собственно информация, предназначенная для использования субъектами информационной сферы;

информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность обработки, хранения, обмена информацией между субъектами;

общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации.

По мнению автора, наиболее корректно определение информационной безопасности дано в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где информационная безопасность России определяется как "состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере", а информационная сфера как "совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирование возникающих при этом общественных отношений"Собрание законодательства РФ. -- М., 1996. - № 8. - Ст. 3347.. Из определений следует, что состояние безопасности зависит только от интересов субъектов общественного взаимодействия в информационной сфере, сбалансированность которых и определяет уровень угроз, но не указывается на то, что эти интересы являются жизненно важными, а также на то, что существуют и внешние угрозы.

Содержание информационной безопасности должно удовлетворять определенной системе требований, среди которых, важнейшее место должны занимать следующие:

надежность функционирования информационно-коммуникативной сферы, что означает бесперебойный высокоорганизованный режим работы;

достоверность первичных сведений о состоянии информационно-коммуникационной системы управления в целом и каждой ее подсистемы в отдельности;

высокое качество анализа имеющейся информации, что подразумевает обеспечение структур субъекта управления такой информацией, которую характеризуют объективность, оперативность, разносторонность, полнота, доступность, конструктивность;

гибкость, возможность развития, включающая способность изменять условия, параметры и характеристики работы в соответствии с потребностями и требованиями, обусловленными объективными или субъективными обстоятельствами;

обеспечение субъекта информационно-коммуникативной сферы достаточно простым, удобным и надежным доступом к любому фрагменту информационного ресурса системы, а также к средствам их преобразования;

конфиденциальность, секретность, закрытость данных, составляющих личную, корпоративную, государственную тайну, защищенность их от несанкционированного доступа.

Необходимо отметить, что информационная безопасность теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой и является неотъемлемой частью политической жизни общества, в которой действуют политическая власть, общественно-политические силы и движения и в которой прямо или косвенно участвуют личности, социальные группы, движимые экономическими и социально-политическими потребностями, интересами и целями. Данное обстоятельство предполагает раскрытие предметных связей среди субъектов и объектов информационной безопасности, а также тенденций и закономерностей их развития, понятий, посредством которых вычленяются угрозы и опасности из совокупности разных действий, факторов и явлений окружающей действительности, что указывает на существование глубокой взаимосвязи между политикой и информационной безопасностьюПрохожев А.А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России. Материалы науч. конф. "Проблемы внутренней безопасности России в 21 веке”. - М.: ЗАО ЭДАС ПАК, 2001. - С. 11..

С одной стороны, эта взаимосвязь вызвана необходимостью в координации действий субъектов политики возникающей именно тогда, когда противоречия и конфликты внутри социального сообщества и во взаимоотношениях его с внешней средой создают угрозы его существованию и развитию. В этом случае политика выступает главным регулятором общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, тем самым, обеспечивая безопасность.

С другой стороны, информационная безопасность выступает в качестве базовой ценности современного общества и в этом отношении проявляется доминирующее влияние политики, выражающей социальные ценности и реализующей меры, направленные на формирование и защиту этих ценностей.

В этой связи западные политологи в понятие информационной безопасности вкладывают содержание, суть которого можно свести к способности государства эффективно защитить национальные интересы и ценности на основе обнаружения угроз и намерений противника..."См.: Стратегию Национальной безопасности США / Пер. с англ. - М.: РАГС, 2002; Litan R. Law and policy in the age of the Intemen // Duke lawj. Durham, 2001. Vol. 50. № 4. P. 1045..

Исходя из выше изложенного и опираясь на общую теорию национальной безопасностиСм.: Общая теория национальной безопасности. Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. -- М.: Изд-во РАГС, 2002. - С.149., под политикой информационной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства в информационной сфере и противодействию им в целях защиты их жизненно важных интересов.

Таким образом, определив понятийный аппарат можно перейти к оценке роли и значения информационной безопасности для России во внешнеполитических процессах в условиях формирующегося единого информационного мирового пространства, других факторов глобализации.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >