Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Политические режимы

Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации

Формирование информационного общества создает новую проблему для науки - проблему разработки новых методов, технологий и процедур исследования информационной безопасности как составной части национальной безопасности в целом. Все, что относится к теме обеспечения информационной безопасности, формирует задачи и возможные решения теоретико-методологического характера.

Под информационной безопасностью, в самом широком аспекте, понимается сегодня состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее их устойчивое развитие.

Новый этап развития цивилизации связан с информатизацией всех сфер социальной жизни. Термин "информационное общество" привился и широко употребляется для обозначения шагов, отдаляющих общество от индустриальной эпохи. Развитие сетевых структур коммуникаций на основе новейших технологий, последовательный шаг от кибернетики и электроники к компьютеризации и информатизации является реальностью современной общественной жизни. Наличие всемирной сети информационного общения позволяет сказать, что информационное общество уже есть у нас на планете Земля.

Для исследования информационного общества России необходимо выявить те его признаки и индикаторы значимости, которые позволяют признать его реальность и потенциал развития. Когда говорят о признаках информационного общества то, прежде всего, перечисляют следующие его атрибуты: компьютеры, программы и программное обеспечение, средства связи и системы коммуникаций, телефоны, радио, телекоммуникации, защитные устройства и т.д. По определению Б.Гейтса, это материальная часть, по которой идут импульсы к частям ''тела" обществаСм.: Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2001. - С.З.. Сама информация, для которой создается система сетей передачи и технологии ее сбора, обработки, также объект и составная часть этого процесса. Это тот ресурс, который воздействует все больше и больше на российское общество, определяет его движение, поступки граждан, их поведение, отношения между людьми и др. Информация с техническими атрибутами как бы вживается в ткань общественных отношений. Информационные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии вошли в структуру экономических рычагов, сами стали объектами всемирного рынка, "четвертой ветвью власти" (СМИ) и со временем становятся рычагом, позволяющим воздействовать на механизмы политического управления во всех его видах и сферах.

За последние 10 лет все развитые страны приняли свои концепции и руководящие документы, сформировав политику обеспечения информационной безопасности, в связи с наступлением информационной эры развития мираСм.: Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирование // В сб. науч. трудов: Право и информация общества. - М., 2002. -

С.12..

Россия с некоторым замедлением официально включилась в формирование информационного общества. Но, начиная с середины 90-х годов и по настоящее время, появляются концепции, доктрины, планы в этой области.

Наиболее крупным событием в этом плане является Доктрина информационной безопасности, принятая в сентябре 2000 г. На основе Доктрины разрабатываются развивающие ее документы.

Политической основой для решения проблем обеспечения информационной безопасности на перспективу являются и такие документы, как ежегодные послания Президента В.В .Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.

Информационная парадигма специфична. С одной стороны, информация как сумма знаний об окружающем мире есть средство, на основе которого индивид, общество, государство выбирает линию поведения для удовлетворения потребностей и реализации интересов. С другой стороны, информация есть средство управления человеком, его поведением, а также средство управления общественными организациями, органами государственной власти, техническими системами. В этой связи обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства представляет собой политическую проблему: успешное функционирование современного государства и общества немыслимо без действенной системы обеспечения информационной безопасности, а информационное противоборство стало важнейшим геополитическим фактором.

Понятие "информационная безопасность чего-либо или кого-либо” с точки зрения общей теории безопасности раскрыто в отечественных и зарубежных научных исследованиях, а также в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Первое определение информационной безопасности в отечественном законодательстве было дано в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.), где оно определено, как "состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства"Собрание законодательства РФ. - М., 1996. - № 28. - Ст.3347.. Из этого определения следует, что защита информации и информационной инфраструктуры и есть содержание политики обеспечения информационной безопасности.

Информационная среда представляет собой совокупность следующих компонентов:

субъекты информационного взаимодействия;

собственно информация, предназначенная для использования субъектами информационной сферы;

информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность обработки, хранения, обмена информацией между субъектами;

общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации.

По мнению автора, наиболее корректно определение информационной безопасности дано в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где информационная безопасность России определяется как "состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере", а информационная сфера как "совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирование возникающих при этом общественных отношений"Собрание законодательства РФ. -- М., 1996. - № 8. - Ст. 3347.. Из определений следует, что состояние безопасности зависит только от интересов субъектов общественного взаимодействия в информационной сфере, сбалансированность которых и определяет уровень угроз, но не указывается на то, что эти интересы являются жизненно важными, а также на то, что существуют и внешние угрозы.

Содержание информационной безопасности должно удовлетворять определенной системе требований, среди которых, важнейшее место должны занимать следующие:

надежность функционирования информационно-коммуникативной сферы, что означает бесперебойный высокоорганизованный режим работы;

достоверность первичных сведений о состоянии информационно-коммуникационной системы управления в целом и каждой ее подсистемы в отдельности;

высокое качество анализа имеющейся информации, что подразумевает обеспечение структур субъекта управления такой информацией, которую характеризуют объективность, оперативность, разносторонность, полнота, доступность, конструктивность;

гибкость, возможность развития, включающая способность изменять условия, параметры и характеристики работы в соответствии с потребностями и требованиями, обусловленными объективными или субъективными обстоятельствами;

обеспечение субъекта информационно-коммуникативной сферы достаточно простым, удобным и надежным доступом к любому фрагменту информационного ресурса системы, а также к средствам их преобразования;

конфиденциальность, секретность, закрытость данных, составляющих личную, корпоративную, государственную тайну, защищенность их от несанкционированного доступа.

Необходимо отметить, что информационная безопасность теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой и является неотъемлемой частью политической жизни общества, в которой действуют политическая власть, общественно-политические силы и движения и в которой прямо или косвенно участвуют личности, социальные группы, движимые экономическими и социально-политическими потребностями, интересами и целями. Данное обстоятельство предполагает раскрытие предметных связей среди субъектов и объектов информационной безопасности, а также тенденций и закономерностей их развития, понятий, посредством которых вычленяются угрозы и опасности из совокупности разных действий, факторов и явлений окружающей действительности, что указывает на существование глубокой взаимосвязи между политикой и информационной безопасностьюПрохожев А.А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России. Материалы науч. конф. "Проблемы внутренней безопасности России в 21 веке”. - М.: ЗАО ЭДАС ПАК, 2001. - С. 11..

С одной стороны, эта взаимосвязь вызвана необходимостью в координации действий субъектов политики возникающей именно тогда, когда противоречия и конфликты внутри социального сообщества и во взаимоотношениях его с внешней средой создают угрозы его существованию и развитию. В этом случае политика выступает главным регулятором общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, тем самым, обеспечивая безопасность.

С другой стороны, информационная безопасность выступает в качестве базовой ценности современного общества и в этом отношении проявляется доминирующее влияние политики, выражающей социальные ценности и реализующей меры, направленные на формирование и защиту этих ценностей.

В этой связи западные политологи в понятие информационной безопасности вкладывают содержание, суть которого можно свести к способности государства эффективно защитить национальные интересы и ценности на основе обнаружения угроз и намерений противника..."См.: Стратегию Национальной безопасности США / Пер. с англ. - М.: РАГС, 2002; Litan R. Law and policy in the age of the Intemen // Duke lawj. Durham, 2001. Vol. 50. № 4. P. 1045..

Исходя из выше изложенного и опираясь на общую теорию национальной безопасностиСм.: Общая теория национальной безопасности. Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. -- М.: Изд-во РАГС, 2002. - С.149., под политикой информационной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства в информационной сфере и противодействию им в целях защиты их жизненно важных интересов.

Таким образом, определив понятийный аппарат можно перейти к оценке роли и значения информационной безопасности для России во внешнеполитических процессах в условиях формирующегося единого информационного мирового пространства, других факторов глобализации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее