Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow БЖД arrow Общие положения охраны труда

Органы надзора и контроля за состоянием охраны труда

Органами государственного надзора и контроля за охраной труда являются:

  • - Управление охраны труда Департамента занятости и трудовых отношений Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
  • - Министерства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, в структуру которого входит Комитет противопожарной службы;
  • - Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Государственная инспекция труда действует в системе Министерства труда и социальной защиты населения, на местах - в структуре областных управлений труда и социальной защиты населения. Данные органы государственного надзора и контроля за охраны труда и их уполномоченные должностные лица - государственные инспекторы труда - в своей деятельности не зависят от работодателей, хозяйственных органов, общественных объединений, местных органов государственной власти и управления.

Государственный инспектор труда в области обеспечения безопасности и охраны труда имеет право:

  • - беспрепятственно посещать без предварительного уведомление и в любое время предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования;
  • - получать от министерств, других центральных и местных органов государственного управления, предприятий, работодателей необходимую информацию;
  • - выдавать руководителям и другим должностным лицам предприятий обязательные к исполнению предписания;
  • - приостанавливать (запрещать) эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования;
  • - налагать штрафы на руководителей, должностных лиц, рабочих предприятий за нарушение законодательных и иных нормативных актов о труде, делать представления об отстранении указанных лиц от занимаемой должности, передавать в необходимых случаях материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности.

Работодатель обязан обеспечить государственному инспектору труда все необходимое условия для исполнения возложенных на них функций.

Структура центрального аппарата, а также структура областных подразделений Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан приведена на рисунках 1 и рис. 2

Министерство Республики Казахстан чрезвычайным ситуациям осуществляет единую политику по защите населения, объектов хозяйствования и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с управлением противопожарной службы, внутренних дел, национальной безопасности, воинскими частями, другими организациями, учреждениями, департаментами, областными, городскими и районными исполнительными органами.

Основными задачами Министерство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям являются:

  • - участие в разработке предложений и практическая реализация государственной политики в области защиты населения, объектов хозяйствования и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждения (снижения, уменьшения последствий) и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, а также надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горном надзоре;
  • - координация и контроль за выполнением областными, городскими и районными исполнительными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, закон Республики Казахстан «О ЧС природного и техногенного характера», « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», «О гражданской обороне», установленных нормативных требований по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф, уменьшению ущерба от стихийных бедствий. Создание и обеспечение готовности формирований аварийно-спасательных служб и ГО к ведению спасательных и других неотложных работ, проведение мероприятий ГО;
  • - разработка планов приведения в готовность формирований аварийно-спасательных служб и ГО при ЧС, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС и их учет;
  • - проведение единой технической политики, организация разработки и реализации целевых программ и мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также на повышение устойчивости функционирования объектов производственного и социального назначения при возникновении ЧС;
  • - организация обучения, руководителей всех уровней, формирований аварийно-спасательных служб и ГО к действиям при ЧС;
  • - организация профилактической работы по предотвращению ЧС на воде;
  • - обеспечение постоянной готовности спасательных станций, постов и маневренно-поисковых групп к ведению аварийно-спасательных работ;
  • - расчет запасов материально-технических средств, предназначенных на случай ЧС;
  • - контроль за целевым использованием средств, выделяемых Правительством Республики Казахстан и акимом области, международной гуманитарной помощи на проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, координация использования местных фондов предупреждению и ликвидации ЧС, местных запасов, материальных, продовольственных и других ресурсов;
  • - контроль за строительством и поддержанием в готовности защитных сооружений, пунктов управления, систем о повышения и связи;
  • - планирование и выполнение комплекса мероприятий по поддержанию боевой готовности органов управления, а также мобилизационной готовности формирований;
  • - планирование, подготовка и проведения учений и тренировок населения в организациях, на территориях к действиям в условиях ЧС природного и техногенного характера и ГО;
  • - осуществление учета аварийно-спасательных служб и формирований, спасателей;
  • - анализ и оценка оперативной обстановки на территорий любой области, республики;
  • - организация информирования руководство министерства и местных исполнительных органов об обстановке в любой области Республики Казахстан, предпосылках возможного возникновения ЧС;
  • - организация информирования и о повышения населения области по ЧС;
  • - ведение государственного учета в области ЧС;
  • - создание, развитие и обеспечение функционирования областного звена Республиканской автоматизированной информационно-управленческой системы по ЧС;
  • - профилактика техногенных аварий и катастроф, подготовка предложений по разработке нормативно-технической документации по вопросам безопасности труда на производстве, организация комплексных обследований производств;
  • - осуществление контроля за обеспечением безопасных условий труда на потенциально опасных производствах и реализации государственных, региональных научно-технических программ по вопросам безопасности труда;
  • - подбор, расстановка кадров, их подготовка и переподготовка.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Казахстан представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений, главной задачей которых является предупреждение, выявления и ликвидация вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения, профилактика инфекционных и профессиональных заболеваний путем осуществления контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией и надзора за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, санитарного законодательства и законов Республики Казахстан в части охраны здоровья человека.

Госсанэпидслужба в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Кабинета Министерств Республики Казахстан и иными нормативными актами. Так же существует Положение о государственной эпидемиологической службе РК №547 от 25.04.1995 года, утвержденное Министерством образования, культуры и здравоохранение Республики Казахстан. Функций Госсанэпидслужбы Республики Казахстан изложены в статье 11 Закона Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и в 4 раздела Положения о Госсанэпидслужбе Республики Казахстан. Работа санэпидстанции в области гигиены труда осуществляется в соответствии с Законам Республики Казахстан « О труде».

Основными задачами работы санитарно-эпидемиологической станции в области является:

  • - осуществление государственного санитарного надзора за проведением мероприятий, направленных на оздоровление условий труда, предупреждение и снижение профессиональных заболеваний трудящихся на предприятиях промышленности и сельского хозяйства;
  • - анализ санитарного состояния под контрольных объектов, разработка на основе действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм соответствующих требований и контроль за их выполнением.

Санитарно-эпидемиологическая станция в своей работе по разделу «Гигиена труда» применяет:

  • а) метод санитарного описания предприятий промышленности и сельского хозяйства;
  • б) лабораторные и инструментальные методы исследования;
  • в) статически метод обработке материалов предупредительного и текущего санитарного надзора, данных профессиональной заболеваемости рабочих, служащих и др.

Обследование предприятий, при необходимости проводится комплексно - врачами по гигиене труда, по гигиене питания и др. В обследовании принимает участие руководитель объекта или уполномоченное лицо, отказ от участия в обследовании должен быть указан в акте обследования.

Результаты санитарного обследования оформляются актом обследования; при неудовлетворительном санитарном состоянии объекта - предписанием с указанием сроков выполнения необходимых санитарно-технических мероприятий.

В случае их невыполнения санэпидстанция принимает меры, предусмотренные Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Республики Казахстан №547 от 25.04.1995 года.

Органами государственного пожарного контроля в Республики Казахстан являются: Комитет противопожарной службы МЧС Республики Казахстан, Департаменты Комитета противопожарной службы МЧС Республики Казахстан г. Астаны, г. Алматы, областей, отряды и частей противопожарной службы городов, поселков, районных центров.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, распоряжениями министра Республики Казахстан, иными нормативными и правовыми актами.

Основными задачами Комитета противопожарной службы Министерства Республики Казахстан по чрезвычайными ситуациям являются:

  • - участие в выработке предложений по осуществлению государственной политики в области пожарной безопасности;
  • - координация работы министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, местных исполнительных органов, организаций и подразделений противопожарной службы, независимо от форм собственности, по вопросам пожарной безопасности;
  • - обеспечение государственного пожарного контроля Республике Казахстан;
  • - обеспечение и осуществление тушения пожаров;
  • - анализ и обобщение практики применения законодательства в области пожарной безопасности, разработка предложений по его совершенствованию, участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений;
  • - организация взаимодействия и сотрудничества с международными организациями;
  • - иные задачи, возложенные на него законодательством.

Основными функциями комитета являются:

  • - обеспечение организации и координации деятельности центральных и местных исполнительных органов по разработке и реализации государственной программы в области пожарной безопасности;
  • - осуществление анализа и прогнозирования состояния пожарной безопасности в республике;
  • - осуществление в государственных органах и организациях контроля за исполнение нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности;
  • - осуществление государственного контроля состояния готовности подразделений противопожарной службы организаций, независимо от форм собственности, к борьбе с пожарами, контроль работы по профилактике пожаров;
  • - осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • - разработка и согласование для утверждения уполномоченным центральным исполнительным органом в области пожарной безопасности обязательных для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами нормативов, стандартов и правил, ведение государственного учета в области пожарной безопасности;
  • - организация дознания по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности;
  • - осуществление в установленном порядке лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности;
  • - согласование проектных решений на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы и правила пожарной безопасности;
  • - анализ и обобщение практики применения законодательства в области пожарной безопасности, разработка предложений по его совершенствованию, участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов;
  • - участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений;
  • - оказание научно-методической помощи государственным органам и организациям по вопросам пожарной безопасности;
  • - осуществление иных функций, предусмотренных законодательством.

При нарушение правил пожарной безопасности на предприятии, в учреждении, организации, независимо от формы собственности, создающем непосредственную угрозу возникновения пожара, а также при не выполнении предусмотренных проектом или нормами проектирования противопожарных требований при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении объекта, предприятия, учреждения, сооружения, здания государственные инспекторы по пожарному контролю вправе приостанавливать частично или полностью работу предприятия, отдельного производства, производственного участка, агрегата, запретить эксплуатацию здания, сооружения.

Постановление о приостановлении работы предприятия, производственного участка, агрегата, запрещении эксплуатации здания, сооружения или помещения может быть отменено или изменено органом, должностным лицом, принявшим такое решение, вышестоящим по отношению к нему органом государственного пожарного контроля или судом.

К работе по контролю за выполнением охраны труда на предприятиях широко привлекается актив профсоюзов для работы внештатными инспекторами, которые поддерживают связи со всеми контролирующими организациями в области охраны труда.

В каждой профгруппе избирается общественный инспектор по охране труда, обязанности старшего общественного инспектора возлагаются на председателя комиссии охраны труда профкома.

Внутриведомственный контроль осуществляются подразделениями охраны труда, имеющимися в министерствах, ведомствах, трестах, по починенным им предприятиям и организациям. Этот вид надзора имеет весьма существенное значение, поскольку, по трудовому законодательству, вся полнота ответственности за обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве возложена на хозяйствующие организации.

Основными обязанностями администраций предприятий, цехов и участков в области охраны труда, техники безопасности о промышленной санитарии являются:

  • - создание безопасных условий труда при осуществлении технологических и производственных процессов и операций;
  • - своевременное проведения мероприятий по технике безопасности, промышленной санитарии, механизации и автоматизации тяжелых, вредных и опасных работ;
  • - обеспечение нормальных температурно-влажностных условий и чистоты и воздуха в помещениях, в которых находятся рабочие и служащие;
  • - снабжение рабочих необходимой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

Работа по охране труда на предприятии осуществляется административно- техническим персоналом предприятия:

  • - в пределах всего предприятия - директор, главный инженер;
  • - в цехах на участках, в лабораториях - начальники этих цехов, участков, лабораторий.

Эти же лица и несут ответственность за состояние охраны труда, выполнение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее