Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Воспитание детей с нарушениями в развитии и поведении

Воспитание детей с нарушениями в развитии и поведении


Воспитание детей с нарушениями в развитии и поведении

Призвание педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом его возможностей. В современном мире значительно возросло количество детей с нарушениями нормального развития: если в середине XX в. 60 - 70% новорожденных были практически здоровыми, то сегодня к 40-50% детей имеют определенную склонность к изменениям в развитии. Количество детей со сложными нарушениями развития за это время почти не изменилась (4-5%), однако значительно больше детей с «предельным», их развитие может быть приближено к нормальному лишь при условии правильного воспитания и специального обучения.

К детям с проблемами развития относятся дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического развития), с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением речи, с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики), с нарушениями поведения и деятельности, с тяжелыми комплексными нарушениями.

Детям с врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию их недостатков, продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги, специалисты в области коррекционной педагогики, которая ранее называлась дефектология.

Систему специального обучения применяют относительно детей следующих категорий:

  • - С нарушениями в развитии. Они отстают в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы;
  • - С отклонениями в психофизическом развитии. Имеющих отклонения в развитии анализаторов, выраженность которых так резко ограничивает их возможности, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии;
  • - С ограниченными возможностями здоровья. Нарушения в развитии этих детей оказывают им особый статус, есть определенные льготы (по традиционной терминологии - дети-инвалиды);
  • - С особыми образовательными потребностями. Для этой категории детей необходимы специальная коррекционная поддержка и специфические методы обучения, которые могут быть обеспечены и в общеобразовательном дошкольном учреждении, и в дошкольных учреждениях компенсирующего типа. педагогический интегрированный воспитание обучение

Дети с нарушениями развития имеют общие и специфические трудности, связанные с характером и выраженностью первичных нарушений, особенностями вторичных. Первичные нарушения обусловлены непосредственно болезнью, вторичные возникают вследствие первичных нарушений, подвержены ранней коррекционной помощи. Специфические трудности, с которыми сталкиваются больные дети, обусловленные характером и степенью выраженности отклонений, условиям социально-педагогического окружения на ранних этапах развития. Общими проблемами этих детей является социальная дезадаптованисть: низкий уровень психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); несформированность мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.

Коррекционная педагогика изучает особенности физического и психического развития, закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса, разрабатывает специальные методы обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в общество в соответствии с определенными международными законодательными документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т.д.

Многие дети с серьезными и устойчивыми патологиями развития находятся под постоянным надзором и опекой врачей, психологов, дефектологов в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего или коррекционного типа. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии по желанию родителей могут воспитываться в детских садах общеразвивающего типа. Интегрированное воспитание (совместное воспитание с детьми с нормальным развитием) возможно в следующих формах:

  • - Комбинированная интеграция (воспитание в массовых группах одного-двух детей близко к возрастной норме уровнем психофизического и речевого развития, способных к самообслуживанию и психологически готовых к общему со здоровыми ровесниками обучения);
  • - Частичная интеграция (дети, которые не могут вместе со здоровыми ровесниками овладеть предусмотренным программой учебным и воспитательным материалом, находящихся в их группе лишь часть дня);
  • - Временная интеграция (детей с проблемами развития объединяют со здоровыми детьми один-два раза в месяц для общих форм воспитательной работы).

Интегрированное воспитание в любой форме предполагает обязательное руководство воспитателя-дефектолога, участие психолога.

Включение таких детей в группы здоровых сверстников требует ранней диагностики, специального обучения, максимальной коррекционной психолого-педагогической поддержки, помощи родителей, а также соответствующего оборудования, специальных средств реабилитации.

Взрослые (родители, члены семьи, педагоги) должны обладать исчерпывающей информацией о состоянии здоровья ребенка, его психофизических особенностях, темпе и уровне общего развития. Педагогическая диагностика должна проанализировать особенности развития ребенка, определить его потенциальные возможности, задатки и интересы, которые могут быть использованы как опорные звенья в разработке и осуществлении коррекционно-развивающих воздействий.

Применение методов педагогической диагностики в обучении и воспитании детей способствует своевременному выявлению их трудностей, целенаправленному анализу поведения и деятельности, установлению причин отклонений в развитии, подбору средств коррекционных воздействий.

Важна готовность педагогов дошкольных учреждений к привлечению детей с проблемами развития в коллектив сверстников, а также положительное отношение к ним других детей. Педагоги и родители детей с определенными нарушениями должны осознавать необходимость сотрудничества семьи и детского сада, работать на принципах равного партнерства, осуществлять эффективное развивающие-коррекционное обучение и воспитание ребенка с целью преодоления неблагоприятных тенденций ее развития.

Включение детей в обычные группы способствует их социализации, овладению необходимыми для жизни в обществе умениями. Здоровые дети также приобретают новый опыт: учатся понимать и воспринимать других людей, сочувствовать детям, имеющим проблемы, помогать им преодолевать трудности.

В настоящее время создаются предпосылки для интеграции детей с особыми потребностями в активную жизнь общества, что предусматривает:

  • - Равный доступ к обществу для всех людей, в том числе и с ограниченными возможностями, на основе одинаковых гражданских прав, свобод, привилегий;
  • - Обеспечение равных возможностей для ответственного выбора в жизни;
  • - Создание для детей с особыми потребностями возможностей реабилитации в естественном социальном окружении;
  • - Эффективное взаимодействие образовательных учреждений с родителями, привлечение их к учебному процессу;
  • - Партнерство педагогов, родителей, дефектологов, психологов, физических реабилитологов, социальных работников к оценке потребностей и перспектив развития ребенка, определении индивидуальной программы его воспитания и обучения.

Актуальность и значимость этой работы очень важна, поскольку социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей с особыми потребностями развития, создание условий для их успешной социальной и психофизиологической адаптации, развитие их жизненной компетентности является принципиальным признаком демократического образования и общественной жизни.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее