Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Репрезентация войны во Вьетнаме в американском популярном кинематографе

"Форрест Гамп" (1994), Роберт Земекис

Бюджет: 55 млн. долл. США

Сборы: США - 330,3 млн. долл. США, зарубежные - 347,7 млн. долл. США, общемировые сборы - около 678 млн. долл. США

В отличие от фильмов Кубрика и Копполы, "Форрест Гамп" Земекиса не целиком посвящён теме войны во Вьетнаме. Сюжет фильма основан на романе Уинстона Грума с одноимённым названием, однако сценарий, значительно переработанный Эриком Ротом, по многим параметрам сильно отличается от книжной истории. Жизнь американского "князя Мышкина" протянута через всю национальную историю второй половины ХХ века и объединяет её ключевые события в один смысловой ряд. "Форрест Гамп" - один из лучших примеров масштабной мифологизации американской истории. Кино, в высшей степени сентиментальное и оперирующее максимально доступными для аудитории приёмами, воплощает в жизни главное героя "американскую мечту" - совокупность ценностных ориентиров, связанных, прежде всего, с финансовым благополучием, внесением вклада в процветание государства и абсолютной свободой.

Однако для целей настоящего исследования был проанализирован только "вьетнамский" эпизод фильма, который хоть и занимает небольшое место по общему хронометражу - всего около пятнадцати минут экранного времени, - но всё же является важной репрезентативной моделью. Создатели фильма цитируют "Цельнометаллическую оболочку" сценами в учебном корпусе - инструктор по строевой подготовке пользуется тем же немигающим взглядом, что и у сержанта Хартмана. Когда Форрест вместе с новообретённым товарищем по прозвищу Бабба прибывают во Вьетнам, их взору предстаёт традиционное изображение расквартированной американской части на этой войне.

Вьетнамский эпизод "Форреста Гампа" в первую очередь интересен тем, что представляет собой одну из первых попыток мощной мифологизации американской киноиндустрией событий этой войны. И главный миф - это трагедия молодого поколения, "лучших людей со всей Америки", как их называет Форрест, которые не должны быть во Вьетнаме. Вьетнам показан абсолютно безальтернативно, только глазами отряда лейтенанта Дэна Тейлора, к которому были прикреплены Форрест и Бабба. Продолжительное время их единственным противником остаётся дождь, который становится символом неприятия американских солдат этой страной. Дождь, который "бьёт отовсюду". И даже в тот момент, когда отряд Форреста попадает в засаду, и под плотным огнём из джунглей лейтенант Дэн теряет множество своих бойцов, зритель не видит ни одного вьетнамского лица или даже силуэта. "Невидимость" противника создаёт дополнительное драматическое напряжение и концентрирует трагедию войны вокруг единственной стороны - американской. Это распространённый приём исторического конструирования

Лейтенант Дэн также становится мифологическим элементом - воплощением темы возвращения на родину из Вьетнама. На момент первой послевоенной встречи с Форрестом, в канун Нового Года, Дэн - спивающийся калека, крайне скептически относящийся к любым проявлениям веры и духовных изысканий. Остроту неприятия ветеранов Вьетнама на родине Земекис затушевал, сконцентрировав внимание зрителя на поведении и мировоззрении самого Дэна, которого также ждёт счастливое избавление, как в случае и со всеми остальными идейными линиями фильма.

В отличие от "Апокалипсиса сегодня" и "Цельнометаллической оболочки", "Форрест Гамп" - постмодернистское произведение, создатели которого не стремились привнести что-то новое в искусство, а лишь воспользовались существующим культурным кодом для конструирования исторического мифа, опознаваемого, доступного и усвояемого новым поколением. Суть этого мифа в том, что Вьетнам - это скорее трагедия обстоятельств, чем катастрофа идеи. Форрест, олицетворяющий в себе храбрость, верность и жизнелюбие, которые позиционируются как лучшие качества американского народа, несмотря на обстоятельства войны, остаётся собой и героически спасает товарищей. "Форрест Гамп" реабилитирует не саму войну, но то, как она представлена в массовом сознании. Здесь война во Вьетнаме - это не явное проявление человеческой сущности, как у Кубрика, а трагическое обстоятельство вроде разбушевавшейся природной стихии - страшной и жестокой, но неизбежной.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее