Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Репрезентация войны во Вьетнаме в американском популярном кинематографе

Историческая репрезентация в кино и на телевидении

Фотография и кинематограф

Одна из главных проблем исторического кинематографа, которая впервые была поднята ещё в начале ХХ века во время выхода первых фильмов подобного жанра, - это проблема примитивизации истории. Учёные и простые любители истории обвиняют кинопроизводителей в искажении фактов, героизации и романтизации трагических событий и бандитизма и т.д. Однако, как уже было отмечено в первой главе, человеческая память устроена таким образом, что запоминание всех исторических деталей и подробностей не только невозможно, но и, в противном случае, сказывалось бы на сознании зрителя-потребителя крайне отрицательно. Таким образом, интерпретированное с помощью кинематографа историческое знание представляет особую ценность само по себе, как результат приведения его в доступную для массового потребления форму.

Отдельно стоит рассмотреть такое явление, как медиализация истории, тесно связанное с тем, каким образом история предстаёт в кинопроизведениях. Оно берёт своё начало с появлением первых фотографий в первой половине ХIX века. До этого момента все исторические знания и опыт прошлых поколений передавались через работы летописцев, труды писателей, политических и военных деятелей, оставлявших потомкам свои монографии, а также через устную речь, - от отца к сыну, в народных сказаниях, сказках и мифах. Во всех этих случаях во взгляде на исторический процесс мы принимаем ракурс рассказчика, так или иначе искажающего действительность, даже если он всеми силами стремится к беспристрастности. Фотография же даёт более объективное видение, но не абсолютное, поскольку является лишь отражением действительности, ограниченным, к тому же, различными техническими параметрами и условиями визуализации - границами экрана, например. Однако фотография стала не просто отражением истории, но самой историей, поскольку принимает непосредственное участие в её творении. Изобретение фотографии несомненно стало первым большим шагом по сближению исторического процесса с простым человеком, получившим, со временем, более широкое и наглядное представление о его событиях благодаря документальным фото - и кинохроникам, а также художественным историческим фильмам. История ХХ века уже неотделима от своей медийной оболочки, которая неразрывно связана со всеми событиями столетия.

Историческое кино определяется по-разному, в зависимости от того, что вообще принято считать историческим. В настоящей работе не предпринимаются попытки дать определение истории, а лишь обсуждается, чем это понятие отличается от понятия "прошлого". Многие историки, такие как, например, Марк Блок или Роберт Розенстоун, противопоставляют друг другу эти понятия, связывая прошлое в первую очередь не с множеством исторических данных, а с чувствами, воспоминаниями, так называемыми "аффектами" прошлого. Они могут быть весьма противоречивы и неточны с точки зрения достоверности, но при этом представляют большую важность как источник информации о том, что, на самом деле, сильнее всего повлияло на человека и на его представления о прошлом. Именно на это ностальгическое начало и ориентируются кинопроизводители, специализирующиеся на исторической тематике.

Наиболее подходящим для целей данного исследования определением историчности следует считать такое: история - это ушедшая эпоха. То есть, это время, не являющееся для аудитории потребителей настоящим, определяющим. При подобном подходе для каждого поколения историей будут считаться разные временные периоды. Старшее поколение, родившееся и выросшее в СССР, не воспринимают кинокартины, посвященные этому времени, как исторические. Таковыми они будут для их детей, родившихся уже после развала Союза. И, конечно, важнейшим элементом историчности кинематографа является сочетание социокультурных признаков - менталитет.

Кинематограф становится источником исторических преобразований уже тогда, когда оказывает влияние на зрителей своей интерпретацией исторических событий и реалий. Французский историк М. Ферро, который одним из первых занимался анализом исторического кинообраза, представлял фильм данной тематики, прежде всего, как "агент прошлого", передающий информацию о том периоде времени, к которому относится процесс создания кинопроизведения. Ферро также разработал методику анализа таких произведений, которую мы используем в нашем исследовании. Для начала французский историк предлагает разобраться в непосредственном киноматериале, который включает в себя многие технические и экспозиционные моменты. Например, ракурс съёмки, длительность и глубина планов, резкость и насыщенность освещения, активность монтажа в зависимости от скорости сменяемых на экране событий и т.д. Далее определяется качество принадлежности отдельных предметов интерьера, костюмов и общей атмосферы к времени сюжетного действия. И лишь затем следует анализ "внешних факторов", к которым относится информация о создателях фильма, о том, как были организованы его съёмки и прокат.

Наибольшую ценность в подобном репрезентативном анализе безусловно представляет влияние на бессознательное зрителей. Те сообщения, считывание которых, как говорил Лотман, может оказывать на зрителя "сложное воздействие - от заполнения ячеек его памяти до перестройки структуры его личности" [9].

Выше уже было отмечено, что такой анализ всегда предпочтительнее выявления историографических неточностей, поэтому в третьей главе этому выявлению уделяется минимальное внимание.

Опираясь на опыт кинематографических поколений прошлого, можно выделить три жанра исторического кино.

  • - Фильм-эпопея. Именно из этих грандиозных, студийных, как правило, проектов берёт своё начало исторический жанр кинематографа. Первые фильмы-эпопеи, некоторые из которых впоследствии ещё называли "пеплумами", отличались огромным размахом описываемых событий, колоссальным бюджетом и общими затратами всевозможных ресурсов на их создание. Американский режиссёр Мартин Скорсезе отмечал, что воссоздание условий съёмок фильмов-эпопей того времени в наши дни просто невозможно. Всё началось с итальянских кинокартин начала ХХ века, в которых использовались натуральные съёмки сохранившихся памятников архитектуры старых городов - таких как Рим или Флоренция: "Последние дни Помпеи" (1908), "Агриппина" (1910), "Падение Трои" (1910), "Гай Юлий Цезарь" (1914) и, конечно, главный прообраз будущего жанра "пеплум" - "Кабирия" (1914). В послевоенные годы фильмы этого поджанра стали очень популярны в Голливуде, коммерческая успешность которых во многом предопределила эпоху блокбастеров. В частности, к ним относятся "Бен-Гур" (1959), "Спартак" (1960), "Клеопатра" (1963), "Падение Римской империи" (1964) [7]. Первые годы ХХI-го века отмечены возрождением эпических кинокартин с выходом таких фильмов, как "Гладиатор" (2000), "Троя" (2004), "Александр" (2004), "Царство небесное" (2005). Несмотря на то, что некоторые из фильмов-эпопей представляют собой откровенно вольную интерпретацию исторических событий, именно они в первую очередь оказывают влияние на массовое представление об истории. В подавляющем большинстве случаев эти фильмы производились под явным или скрытым контролем со стороны власти, которая быстро осознала социокультурную значимость подобных проектов. Поэтому в них в большей или в меньшей степени отражена господствующая на момент съёмок идеология, в отдельных случаях они выполняют необходимый социальный заказ. Так, например, советский сериал "Освобождение", посвящённый Великой отечественной войне 1941-45 гг., открыто реабилитирует И.В. Сталина, личность и роль которого в истории была подвергнута критике в период хрущёвской "оттепели". Кроме того, этот сериал стал частью масштабного проекта романтизации войны, которая на протяжении более двадцати лет после своего окончания - временной период, который уже отмечался в первой главе применительно к трагическим эпизодам американской истории - замалчивалась властями и практически не обсуждалась обществом.
  • - Историческая биография. Фильмы этого поджанра также могут отличаться по степени реалистичности изображаемых персонажей, а также по объёму идеологического содержания. Например, один из самых известных фильмов Сергея Эйзенштейна - "Александр Невский". Эта картина была создана в 1938 году, когда советскому правительству был необходим образ народного героя-вдохновителя, вождя. Им стал широко разошедшийся и глубоко укоренившийся миф о деятеле Древней Руси Александре Невском. Кроме этого, в фильме в виде заговора бояр есть предостережение от внутренней угрозы, которая считается не менее опасной, чем внешняя, исходящая от тевтонских рыцарей, в которых без труда угадываются немецкие нацисты. Воин Савка, девица Василиса и кузнец Игнат олицетворяют "народную волю", без которой невозможна победа на войне - советских граждан готовили к предстоящему военному конфликту. Один из наиболее выдающихся биографических фильмов в истории кинематографа - "Лоуренс Аравийский" (1962) британского режиссёра Дэвида Лина относится к эпической биографии, то есть своеобразному смешению двух поджанров. От таких картин, как "Александр Невский", творение Лина отличается меньшей политизированностью, более тщательным воссозданием исторической эпохи и внимательностью к фактам биографии главного действующего лица. Однако неточности по самым различным вопросам возникают и здесь, наряду с наличием в кинотексте идеологического наполнения в виде героизации образа британского военного. Современные исторические фильмы-биографии, как правило, осознанно искажают некоторые факты для придания кинопроизведению большей художественной ценности, что является их главным отличием от документальных картин. В ХХI веке получили распространение биографические киноленты, описывающие жизнь людей, которые ещё живы, в отдельных случаях молоды или даже юны. Например, такой фильм как "Социальная сеть" (2009) Дэвида Финчера, посвящённый самому молодому миллиардеру в истории США - Марку Цукербергу, которому на момент съёмок было всего 24 года. Или "Пятая власть" (2013) Билла Кондона о Джулиане Ассанже - основателе Wikileaks.
  • - Военная драма. Этот исторический поджанр кино в последние полвека стал наиболее популярным, и фильмы о войне во Вьетнаме, которые исследуются в настоящей работе, с некоторыми оговорками относятся именно к нему. В большинстве случаев героями военных драм становятся вымышленные персонажи, ставшие участниками или жертвами реальных исторических событий. В данном случае подходы к съёмкам, идеологическому и духовному наполнению, а также многим другим аспектам кинопроизводства максимально разнообразны. Продолжая формально относиться к историческому кино, военная драма стала, по сути, самостоятельным жанром, хотя за последние пятьдесят лет была воплощена в самых различных формах: мистическая притча с глубоким философским подтекстом - "Апокалипсис сегодня" (1979) Френсиса Форда Копполы, патриотическое кино - "Спасти рядового Райана" (1998) Стивена Спилберга, драма с элементами чёрной комедии - "Цельнометаллическая оболочка" (1987) Стэнли Кубрика.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее