Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Репрезентация войны во Вьетнаме в американском популярном кинематографе

Травма. Диссоциация прошлого

В контексте принятия и осмысления американской нацией Вьетнамской войны, бросившей вызов её коллективной идентичности, понятие травмы становится одним из ключевых.

Понятие травмы, впервые сформулированное в конце ХIХ века, прочно вошло в науку лишь в конце 70-х годов прошлого столетия как раз в результате активного осмысления недавно закончившейся Вьетнамской войны. Тогда психиатры и юристы впервые стали учитывать отложенный эффект психологического травматического воздействия, которое мучительным образом меняет человека и может оказывать серьёзный вред его здоровью спустя длительное время. В данном параграфе будет рассматриваться более сложный и важный вариант этого понятия - коллективная травма.

Говоря о четырёх типах забвения, которые были представлены в предыдущем параграфе, Анкерсмит особенно выделяет третий и четвёртый, сопровождающиеся травмами первого и второго типов соответственно. Травма первого типа считается менее серьёзной, поскольку не вызывает необратимых изменений идентичности. Будучи вытесненными в бессознательное, травматические события переживаются постепенно. Оно представляет собой специфический механизм "сейфа", в котором человек может спрятать наиболее болезненные впечатления, чтобы уберечь своё сознание от их губительного влияния.

В случае травмы второго типа происходит потеря прежней идентичности, безвозвратный разрыв с психологическим, культурным "я". В данном случае нет ни механизма, способного "спрятать" эту травму, ни способа излечиться от её последствий. Деятели искусства в самые разные эпохи описывали этот трагический процесс, указывая на то, что история может быть крайне жестока к судьбам обычного человека, которого она хладнокровно сталкивает с фактом происходящего. Мучительное ощущение утраты прежней идентичности сопровождает человека повсюду, даже в случае мнимого примирения. Это может происходить с целыми классами и поколениями людей. Отсюда термин "потерянное поколение", так активно используемый писателями и историками на фоне событий конца ХIX - первой половины ХХ века.

Одно из главных свойств травмы второго типа - это конструирование на её основе новой идентичности, поскольку сама по себе она ещё не влечёт разрушения нации или какого-либо другого пострадавшего социального основания, а лишь радикально преобразует его. В конце концов, наша коллективная идентичность является совокупностью тех травм, с которыми нам пришлось столкнуться и пережить по ходу истории, "совокупностью шрамов".

Классическим прецедентом подобного бедствия является суд над Сократом, который был очень подробно изучен одним из основателей немецкой классической философии - Фридрихом Гегелем.

По Гегелю, Сократ - отец западной морали. Он первым заставил жителей Древней Греции - своих современников - оценивать происходящее по принципам "добра и зла", не опираясь на традиции и навязываемые религиозные и культурные ориентиры. Раньше они имели непререкаемый авторитет и были единственным мерилом правильности суждений о мире и человеческих поступках. Даже смерть во имя этих суждений считалась почётной. Таким образом, греческие демократия и религия полностью обезличивали отдельных людей, строго объединяя их в общую идентичность. Однако по мере развития культуры и представлений об окружающем мире, жители греческих полисов стали задумываться об особенностях субъективного мышления, очевидно обладавшего большим творческим потенциалом. Так произошёл переход от "естественного обычая", как его называет Анкерсмит, к господству отдельного человеческого разума, сопровождавшийся гибелью древнегреческого божественного пантеона и всего прежнего жизненного уклада. Таким образом, Сократ стал основателем современного понятия морали. Гегель даже сравнивает его с Христом, отмечая, что Сократ повлиял на формирование культурной и нравственной идентичности современного западного человека сильнее. К слову говоря, идентичный процесс происходил в Европе эпохи Возрождения, когда на смену средневековым христианским устоям пришли антропоцентризм и гуманизм, определившие всё дальнейшее общественно-философское развитие человечества и также сопровождавшееся травматическим разрывом с прошлым.

Афинское государство во времена Сократа было основано на объективном восприятии, полностью противоположным тому, что предлагал великий мыслитель. Поэтому оно не могло не пойти самым решительным образом против него. Однако смертный приговор Сократу и широкий отклик среди граждан стали, по сути, подтверждением его правоты, а также свершившегося факта нравственной революции. Глубокий подрыв устоев привёл к разрушению древнегреческой цивилизации, которая во многом была основана на своей коллективной философии. Так, смерть всего лишь одного человека, пусть и выдающегося, привела к гибели целой нации. Эта история наилучшим образом иллюстрирует всю историческую важность и тяжесть травмы, вырывающей коллективную идентичность из прежних границ.

Важнейший принцип невозврата к прежней идентичности, который становится главным отличием травмы второго типа от травмы первого типа, Анкерсмит рассматривает на примере Холокоста. Голландский историк решительно отвергает зацикленность на этом событии, относя его к травме первого типа и доказывая его меньшую значимость по сравнению с решающими для западной коллективной идентичности изменениями, произошедшими в ХVIII-XIX веках. В результате поражения Третьего Рейха во Второй мировой войне многочисленные преступления нацистского режима не изменили коллективную идентичность народов Европы и других мест, пострадавших от глобального столкновения и, следовательно, не стали частью их коллективного будущего.

С целью стабилизации и восстановления государство создаёт определённый культурно-идеологический контекст, с помощью которого тёмные травматические участки прошлого переносятся из бессознательного в сознательную область коллективной памяти - обсуждаются и осознаются.

Гегель считал, что самым важным в процессе перехода от старой идентичности к новой является осознание того, от чего приходится полностью отказаться. Отказ от прошлого, осознание коллективной травмы происходит, таким образом, через рассказывание истории о нём - историзации.

Подводя итог сказанному в первой главе, необходимо отметить, что принятие исторического опыта в первую очередь происходит через осмысление трагических событий в жизни человечества, которые наносят травмы его коллективной идентичности. В этом смысле, подобные события играют ключевую роль в современной исторической науке. Для американской нации одним из таких событий является война во Вьетнаме. Этот конфликт спровоцировал ряд изменений в традиционном американском укладе жизни: возникли мощные движения за права меньшинств и расовое равноправие, идеологии свободы и пацифизма, культурная и сексуальная революции. Своему колоссальному влиянию Вьетнамская война обязана освещению на телевидении и репрезентации в искусстве, в частности в кино. Об этом пойдёт речь во второй главе настоящего исследования.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее