Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников

Особенности применения саксофона в детском духовом оркестре

Тот факт, что саксофон особенно часто применяется в джазе, не исключает его использование и в других составах исполнителей. Так, с середины XX столетия он прочно вошел в состав духового оркестра, также эпизодически его можно услышать и в симфоническом оркестре. Это объясняется его особенным, ярким и специфическим тембром, который может украсить и украшает звучание любого музыкального коллектива. И следует разобраться, какое место занимает саксофон именно в духовом оркестре, в частности, в детском, и каково его выразительное значение.

Саксофон, чаще всего - альт может использоваться в малом составе детского духового оркестра. В среднем же составе оркестра саксофоны присутствуют в виде группы. Обычно это квартет - два альта и два тенора, либо квинтет - два альта, два тенора и баритон. К ним может быть присоединен саксофон-сопрано, однако это бывает достаточно редко.

Саксофон - это своеобразный «гибрид» гобоя и кларнета. Трубка его - коническая, трость - простая, аппликатура - «гобойная». От кларнета саксофон заимствовал лёгкость техники в legato, от гобоя - характерный «носовой» тембр. Сила звука благодаря широкой мензуре очень велика, а простая трость обеспечивает большую динамическую подвижность.

Саксофон-сопрано и саксофон-тенор имеют строй B и звучат соответственно на секунду и нону ниже написанного. Саксофоны альт и баритон имеют строй Es (ми бемоль). Альт звучит большой секстой ниже написанного, баритон - на сексту через октаву. Нотируются все саксофоны в скрипичном ключе, в соответствии с транспозицией.

Наиболее распространённый представитель этого семейства - альт, ему обычно и поручают сольные эпизоды в среднем, наиболее выразительном регистре. Тенор и баритон соответствуют исполнению в более низких регистрах. В среднем составе оркестра саксофоны предпочтительнее использовать как выразительную тембровую группу, а не применять их для сплошного дублирования других групп оркестра, что характерно для многих старых партитур и что делает общую звучность вязкой, перегруженной [25, с. 57].

Исходя из собственного опыта отмечу, что в детском духовом оркестре саксофон находит ограниченное употребление. На мой взгляд, это связано с тем, что не каждый из вышеперечисленных видов саксофона учащиеся младшего возраста в состоянии освоить, ибо значительное влияние на учеников в этом плане оказывает возрастной фактор. И в этом смысле практически недоступными для детей явились саксофон-баритони саксофон-сопрано. Разберём причины их недоступности для детей.

Саксофон-баритон является громоздким инструментом, звукоизвлечение требует больших физических усилий и энергетических затрат организма исполнителя. И практически никому не удалось освоить данную разновидность саксофона в стенах музыкально-эстетического отделения общеобразовательной школы, а также детской музыкальной школы. Эта возможность появляется у человека, как правило, во время обучения в музыкальном училище или колледже. Понятно, что именно по этой причине заметить саксофон-баритон в детском духовом оркестре практически невозможно, если, разумеется, на нём играет ученик. Но если речь идёт о духовом оркестре детской музыкальной школы, нередки случаи, когда в таких коллективах участвуют и преподаватели в качестве иллюстраторов. В этом случае возможно и включение саксофона-баритона в состав духового оркестра, состоящего из детей. Саксофон баритон в данном случае является весьма уместным для характерной тембровой окраски в низком регистре.

Саксофон-сопрано - это инструмент, который значительно выше по тесситуре и значительно меньше по размеру. Но даже и исполнителей на саксофоне-сопрано тоже достаточно трудно найти среди детей. Несмотря на сравнительно небольшой размер, данный инструмент имеет свои нюансы, а именно отличается маленьким размером мундштука, из-за чего его трудно настраивать. На нём также трудно интонировать, ибо даже незначительное изменение в положении губ при игре высота звука может измениться на четверть тона. Ведь известно, что вопреки расхожему мнению, духовые инструменты, в том числе и саксофон, не являются инструментами с фиксированной высотой звука даже при том, что имеют клапанный механизм. И на саксофоне-сопрано эта деталь является более заметной, чем на других видах саксофона. Следовательно, этот инструмент не годится и не рекомендуется для начала обучения. Именно поэтому исполнители на саксофоне-сопрано практически не встречаются среди учеников детских музыкальных школ. Если даже в детском духовом оркестре и присутствует исполнитель на данном инструменте, то с большей вероятностью это преподаватель-иллюстратор, обладающий всеми необходимыми умениями и навыками. В таком случае, при необходимости, саксофон-сопрано в силу своего строя си-бемоль может быть применён в качестве замены недостающих кларнетов.

Таким образом, для детского духового оркестра наиболее характерны саксофон-альт и саксофон-тенор, потому что это не только самые популярные, но и самые доступные для обучения виды саксофонов. И распространённая группа саксофонов в детском духовом оркестре в лучшем случае ограничивается двумя альтовыми саксофонами и двумя теноровыми саксофонами. Хотя на практике такая группа часто бывает меньше.

Из педагогического опыта известно, что начинать обучение надо именно с альтового саксофона. Саксофон-тенор - это инструмент более сложный и более низкий, и поэтому редко кому удаётся его освоить на стадии музыкальной школы. Ведь это задача для учеников старших классов, и то не для всех, а только для наиболее способных и продвинутых. И если саксофон-тенор солирует, то это может происходить и в нижнем разделе диапазона, и это ещё одна трудность - низкие ноты на саксофоне. У младших школьников эти ноты тяжело извлекаются в следствии чего звучат грузно и резко. Таким образом, наиболее распространённым случаем группы саксофонов в детском духовом оркестре является группа из двух альтовых саксофонов, к которым лишь изредка присоединяется саксофон тенор.

Что касается применяемой тесситуры, то здесь работают общие основания, характерные для любого духового оркестра. Альтовые саксофоны играют в среднем разделе диапазона, примерно от ноты «ми» первой октавы до ноты «до» третьей октавы по написанию (от соль малой доми-бемоль второй октавы по музыке). Это обусловлено тем, что более высокие и более низкие ноты в исполнении альтового саксофона здесь не требуются. В данном случае для этого существуют другие инструменты.

Саксофон обладает ярким особым тембром, и поэтому группа саксофонов предназначена для изложения мелодии. Также в исполнении группы саксофонов отлично звучат контрапунктические элементы фактуры. Эпизодически они могут использоваться и в качестве аккомпанирующих инструментов, например - совместно с трубно-корнетовой группой в басовых solo маршей.

Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели особенности применения саксофонов в детском духовом оркестре. Работа педагога и дирижера требует, при наличии соответствующих исполнителей, включения отдельных саксофонов или группы в состав оркестра, что расширяет художественные возможности детского коллектива. Вместе с тем, полная группа саксофонов в детском духовом оркестре, как правило отсутствует, что обусловлено физическими сложностями исполнения на их отдельных видах.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее