Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Общие методы датировки сосудов

Цели и задачи

Целью моей работы является установление наличия изменения структурных компонентов бронзовых сосудов в зависимости от аграрных очагов , а также выявление сходства и различия определенных форм сосудов в соответствии с аграрными очагами изучаемого периода (Западная Чжоу).

Поставлены следующие задачи:

  • - составить таблицу бронзовых сосудов по типам и выделить основные периоды датировки, предложенные историками;
  • - провести анализ структурных компонентов бронзовых сосудов;
  • - установить зависимость между формой сосуда и аграрным очагом (если таковая имеется).

Историческая справка

Формирование государства Чжоу связано с землями в большой излучине Хуанхэ. Обладая достаточно развитой материальной культурой (богатое бронзолитейное дело и тд. ) это родоплеменное объединение в конце 2 тыс. до н.э. захватило столицу государства (протогосударства ) Шан - гегемона того периода, а ван Шан Ди Синь покончил с собой. Однако, как указывают источники, в Поднебесной некоторое время сохранялось старое устройство: У-ван, захватив столицу Шан, вернулся на свою территорию и оставил двух своих братьев Гуань Шу и Цай Шу в столице, чтобы следить за наследником Ди Синя Луфу, который номинально стал ваном после смерти своего отца. Такое положение дел не продлилось долго. У-ван умер через 3 года (некоторые источники указывают цифру 7 лет) после захвата Шан и его место занял его сын Чэн-ван. Он начал активно заниматься ликвидацией территориально-административной организации Шан. В это же время был раскрыт заговор, организованный чжоускими поверенными в столице Шан - они подстрекали Луфу к выступлению против Чэн-вана. Поход на Шан произошел через два года после воцарения Чэн-вана, в 1022 г. Чжоу-гун сам возглавил войско. В Шицзи сказано, что он победил, казнил У-гэна и Гуань-шу, а второго брата Цай-шу сослал.

После смерти последнего вана Шан (носителя сакральной власти) земли Шан вместе с частью шанского населения были пожалованы Чжоу-гуном младшему брату Кан-шу в качестве «удела» - так возник удел Вэй. Также владение Лу было передано сыну Чжоу-гуна. Часть шанцев чжоусцы переселили на юго-восток, в северную часть Великой Равнины, где возник удел Сун. После этого часть шанских сановников была уничтожена, часть вошла в строящуюся систему управления Чжоу. Из народа, упорно сопротивлявшегося ранее Чжоу, были выделены две группы - первая, ремесленники и мастеровые были брошены на строительство новой столицы в долине р. Ло, а другая Ї переселена на юго-восток в верховья северных притоков р. Хуайхэ. В дальнейшем практика пожалования земель стала основным инструментом административного контроля над местным населением. С введением системы управления завоевателей на шанских землях связывают имя Чжоу-гуна. Он был регентом при якобы малолетнем Чэн-ване и, фактически, от его имени управлял государством. К. В. Васильев комментирует процесс создания аппарата административного управления: «Представлявшие государственную власть группы клановой аристократии Чжоу и ее союзников в самых широких масштабах узурпировали управление средствами производства. В этих условиях аппарат принуждения был важнейшим звеном социально-экономической структуры общества. Государство выступало здесь как единственный и всеобъемлющий политический институт господствующего слоя ». Таким образом, государство в лице вана являло собой верховную административную власть, на вершине которой также находились сановники цинши, осуществлявшие прямой административный контроль над местными владетелями чжухоу, поддерживающими чжоускую систему господства в разных районах страны. Должность цинши занимал Чжоу-гун, а затем и его сын Минбао, что говорит о складывающейся уже в начале Западной Чжоу системе передачи должностей по наследству. В ходе длительного и беспрерывного обладания пожалованными территориями, местные владетели чжухоу к концу Западной Чжоу фактически превратились в полных обладателей высшей административной власти на местах, предъявив поземельные права на территории, которыми они управляли.

После смерти У-гэна перед чжоусцами встала проблема сакрализации функции высшей власти и самой личности правителя. Здесь выделяется утверждение, что в правителе была воплощена связь чжоусцев с космическим порядком. «Ван представлялся земным аналогом Неба, верховного божества в религии чжоуского правящего рода, в котором, судя по ряду свидетельств, древние признавали личное начало, наделенное рядом чисто этических предикатов». К специфическим свойствам божественного происхождения высшей власти можно отнести следующие:

  • -присвоение вану титула «сына Неба» (тяньцзы);
  • -принцип господства вана над всем земным миром.

Также западночжоуские идеологи «объясняли возвышение племени чжоу тем, что вождям последнего было вручено «небесное повеление» (тяньмин), утраченное прежде шанскими ванами». Помимо этого, отношение чжоуских ванов к высшим силам было проникнуто «благой силой» (дэ), с распространением которой по Поднебесной связываются благотворные перемены в обществе и природе. Особенностью дэ является то, что Небо наделяет полной дэ самых достойных правителей, в данном случае основателей династии Вэнь-вана и У-вана, а задачей последующих правителей становится сохранение этой самой «благой силы» ради продления жизни династии. Так, копирование образцов древних предков и наследование должностей стали институтами поддержания дэ правителя.

Таким образом, в эпоху Чжоу окончательно сформировалось представление о космосе, как о едином пространстве Поднебесной, в котором верховный правитель является отражением Неба, призванным организовывать гармоничное существование общества.

На протяжении 10 - 9 вв. до н.э. административная система управления Чжоу оформилась в виде иерархии с многочисленными должностями и титулами. Основным источником государственного дохода была сумма казенных владений. Высказываются предположения, что к середине 9 века до н.э. в Чжоу уже существовала система административно-территориального деления. Говоря об экономическом развитии древнекитайского общества в период Западная Чжоу, необходимо отметить, что простые жители ранней Чжоу ничем не отличались по своей материальной культуре от жителей предыдущей эпохи, орудия также изготовлялись из камня, кости раковин и дерева, основу земледельческого инвентаря составляли мотыги, различные деревянные орудия для проведения борозды и лопаты. Однако, происходит распространение более совершенных методов обработки земли, увеличивается число культурных растений. Особенностью Западного Чжоу является то, что его материальная культура сложилась на основе синтеза раннечжоуской и шанской традиций бронзового литья, керамического производства, камнерезного дела и др.

Упадок западночжоуской государственности связан с правлением Сюань-вана. Стремление Сюань-вана покорить многочисленные племенные объединения на севере (жуны) и превратить их в своих подданных (порой путем династийных браков) привело к столкновениям с центральнокитайскими владетелями и продолжительному кризису. В правление Ю-вана (782-771) происходит ослабление власти вана в условиях интриг вокруг престолонаследия , а также рост влияния циньских правителей в бассейне Вэйхэ. Попытки Ю-вана добиться перевеса в борьбе со степняками терпят неудачу . Итогом кризиса стало перемещение чжоуской столицы за пределы долины р. Вэйхэ на восток в г. Лои (Чжэнчжоу) в начале правления чжоуского Пин-вана (771-720) и начало нового периода под названием Восточная Чжоу.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее