Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Вопросы театрального искусства в литературной критике В.Г. Белинского

Теория

«Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?»http://homlib.com/read/belinskiy-vg-2/literaturnye-mechtaniya-elegiya-v-proze-1/146028 -- такое признание в свое время писал Белинский в статье «Литературные мечтания (Элегия в прозе)».

Полюбил театр он еще в юности, будучи гимназистом в Пензе, Белинский часто голодал, но старался чаще посещать провинциальные театр, который казался ему храмом искусства, а игравшие в нем актеры великими, счастливыми и, главное, свободными людьми.http://dramateshka.ru/index.php/prerevolutionary-theatre/6080-vgbelinskiyj-o-teatreЛишь позже он узнает, что под гримом, за профессиональной игрой и эмоциями прячутся талантливые, умные, но крепостные рабы. Не смотря на это, любовь Белинского к театру не угасла, именно это знание и помогло выявить великому критику первую проблему русского театра, с которой он старался бороться - свободный, совершенно новый театр. Это мнение закрепилось после того, как Виссарион посетил Московский театр, который и как раз шел в ногу с прогрессом и реформаторами Щепкиным и Мочаловым. Был и противоположный тип театра, с которым Белинский пытался бороться, так называемый «казенно-патриотический», связанный с Марлинским, Каратыгиным и Кукольником. Все это осуществлялось под руководством царя Николая I, именно он насаждал легкий, бездумный, пустой водевиль без общественных вопросов, критики и философии - простое развлечение.

Театрально й критикой Белинский занимался на протяжении всей своей карьеры. Одной из первых его статей была «И мое мнение об игре г. Каратыгина» в газете «Молва».

Главной мечтой критика было увидеть на сцене «..всю Русь с ее добром и злом», мечтал о том, что театр будет зеркалом общественной жизни, без прикрас, будет трибуной и учебником жизни.

Белинский считал, что драматургическое искусство «может развиваться только на почве родного быта, служа зеркалом действительности своего народа». Именно поэтому он отрицательно относился к репертуару, состоявшему из переводного водевиля, псевдопатриотической драмы и пустой мелодрамы.«История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. - СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. Из всех жанров особым расположением властей пользовалась патриотическая драма, о которой Белинский отзывался так: «Драматург все время словно отдавал честь какому-то неотступному начальству, всем ходом своей пьесы подготовляя и вызывая публику на устройство торжественной манифестации». Или: «Это пьеса чисто патриотическая и национальная. В ней одна русская баба побивает ухватом и кочергою 60 000 китайцев, которые все представлены трусами, дураками и шутами. У их генерала такой огромный живот, что раек животики надорвал от хохота» «Русский театр в Петербурге. Великий актер или Любовь дебютантки». /В.Г. Белинскийhttp://obelinskom.ru/kritika_belinskogo/339-51.html.

Эталоном современной драматургии для Белинского были произведения Грибоедова, Пушкина и Гоголя. Для критика было идеей фикс начать общество понимать эти пьесы.

Он пытался воспитать в зрителях вкус, образованность, правильные эстетические и общественные взгляды«История отечественной журналистики». / М.М. Ковалева, Ч.1, Екатеринбург, 1996г..

Чтобы убедиться, что именно эти вопросы театрального искусства поднимает в своей критике В.Г. Белинский, перейдем к анализу его статей.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее