Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Жизнь и творчество Андрея Рублева

Биография

Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было. Источники молчат о том, что составляет обязательную принадлежность биографии самого заурядного человека нового времени -- где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда сокрытым останется даже имя, данное будущему художнику при рождении, так как Андрей его второе, монашеское, имя.

Первое упоминание о нём в 1405 году: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублёв назван «чернецом», то есть монахом, и числится последним в перечне имён, то есть был младшим.

Вопрос о времени рождения художника с той мерой точности, которая была при этом возможна, уже разрешен исследователями на основании косвенных соображений. Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. Эта дата в достаточной мере согласуется со свидетельствами источников, что скончался он в 1430 году "в старости велицей". Правда, «старостью великой» древнерусские книжники определяли возраст и в восемьдесят и в девяносто лет. Устанавливая дату рождения, биографы исходили из того, что незадолго до смерти Рублев был полон сил, писал иконы и фрески, а последнее требует особенно значительной телесной крепости. Предполагая, что зрелость, не отмеченная еще чертами старческой усталости и упадка, приходится не позднее чем на седьмой десяток жизни, договорились об этой приблизительной дате. Отдельные попытки уменьшить его возраст общего признания не получили. В последние годы наметилось даже мнение о возможности его рождения несколько раньше 1360 года -- скажем, в 1350-х годах.

Где была Родина Андрея Рублева? Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует -- Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем.

При попытке представить себе, как проходило отрочество Рублева, следует сделать одну существенную оговорку. Суровая жизнь тех времен не допускала, чтобы детские и отроческие годы затягивались в счастливой беззаботности. Человек взрослел много раньше, чем в более благополучные и благоустроенные эпохи. Древнерусские летописи повествуют о совсем юных князьях, в шестнадцать лет уже мужественных в сражениях. Житийная русская литература знает свидетельства о сознательном вступлении на иноческий путь двенадцатилетних отроков. Да и само общенародное воззрение на жизнь учило не бояться с ранних лет испытаний и тягот, не терять в суровом жизненном сражении ни единого мига, ибо он может оказаться последним. Отрочество Рублева приходится на вторую половину 1360-х годов. Внешние события, пришедшиеся на те годы, легко проследить по летописям. Остался позади «мор велик» - эпидемия 1366 года, пережита была иная, не менее великая «беда и истома» - Ольгердово нашествие на московские пределы. Но продолжались распри Московского и Тверского княжеств. Сжигались селения, людей уводили в полон… Миновал и голод 1371 года. Летописец особо выделяет здесь победу над рязанским князем Олегом. В этой и других записях московской летописи в те годы все более определенно начинает звучать один мотив - мысль о праведном деле Москвы, правде княжества, которое и миром и силою объединяет вокруг себя разобщенную Русь.

Из рассказа И. Долгополова

«Юность Рублева... Троице-Сергиев монастырь. Синий глухой бор. По извилистым, узким тропинкам спешат чернецы, иноки, старцы. Глухо ударил колокол. Утро. Прохладное, росное. Сизый туман еще стелется по ложбинам, но ранние лучи золотят сосны, ели и купола собора.

Среди толпы спешащих на молитву -- юный инок Андрей Рублев, русый, худой, с ясными синими глазами, открытым простым лицом. Только крутой лоб, бугристый, остро вырезанные ноздри тонкого хрящеватого носа да линия губ -- твердая, чистая, говорили о характере недюжинном и мечтательном. Темная ряса, перехваченная узким поясом, подчеркивала стройность стана, разлет плеч. Особо поражали руки -- бледные, небольшие, сильные, с взбухшими голубыми венами.

Звонит колокол. Пронзительна свежесть кристально прозрачного воздуха. Легкие бегущие сиреневые тучи на розовом небе, щебет птиц, мерцание росы, шорох шагов и таинственный глухой шепот леса -- все это сливалось в картину редкой красоты. Душа радовалась заре, доброй приветливости природы старой Руси. Андрей остановился на миг. Застыл, залюбовавшись лепотой деревянного храма, особо дивной в свете утреннего солнца...

Сколько раз видел его. Однако каждый день глядится он по разному. Особенно хорош собор вечером, когда силуэт куполов, колокольни четко рисуется на закатном небосводе. Тогда говор колоколов будто проникает в самое сердце, наполняя душу покоем и радостью»...

Однако, оставаясь в обители Сергия, Андрей Рублев не мог совершенствовать свой талант. Его влекла Москва, новый центр русских земель, который с каждым годом становился все сильнее.

В 1400 -- 1405 rr. Рублев оставил Троицкий монастырь и перебрался поближе к Москве, в обитель, основанную духовным братом Сергия -- Андроником.

По позднему источнику - «Сказанию о святых иконописцах» (17век) известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392 год).

Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи ( по другой гипотезе - в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Чёрным древний Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

Первое упоминание о Рублеве в летописи относится к 1405 г. Там говорится о том, что исполнение росписей Благовещенского собора в Московском Кремле было поручено знаменитому Феофану Греку, мастеру Прохору («старцу с Городца») и чернецу Андрею Рублеву. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и, как младший по возрасту, числится последним в перечне имен.

Росписи Благовещенского собора утрачены, но в иконостасе собора (в Московском Кремле) сохранилось 7 икон приписываемых Рублеву. Скорее всего, Рублеву, Прохору и их помощникам довелось писать в Благовещенской церкви фигуры апостола Петра, архангела Михаила, мучеников Дмитрия и Георгия и так называемые «праздники» - иконы, посвященные великим событиям в истории христианской церкви. Трудно с уверенностью сказать, какие из икон и фресок принадлежат кисти Рублева. Вполне возможно, что он создал «Преображение». Это торжественная, светлая икона, в которой преобладают, золотистые, розовые краски, яркая киноварь. Композиция очень гармонична: силуэт Христа вписан в круглую розетку, полукруг образуют и фигуры апостолов. Стремление к кругу, как к наиболее совершенной геометрической фигуре, будет характерно и для многих более поздних работ Рублева.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), и принял участие в создании икон иконостаса собора.

Однако, существует мнение, что пожар Кремля в 1547 не мог не уничтожить иконостас собора и отождествлять иконы праздничного ряда с первоначальными работами 1405 г. не следует. Как бы то ни было, праздничный чин Благовещенского собора представляет собой величайшее сокровище, ярчайший памятник московской школы иконописи.

В начале XV в. мастером были созданы также росписи Успенского собора близ Звенигорода. Здесь он работал вместе со старшим соратником и другом Даниилом Черным. Неизвестно, когда именно Рублев получил приглашение от князя Юрия Звенигородского -- до или после работы в Московском Кремле. Княжий выбор пал на Андрея не случайно. Юрий был крестником Сергия Радонежского, братом великого князя Василия Дмитриевича и о талантливом живописце, по-видимому, слышал давно.

В 1420-х годах по свидетельству « Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» - источников 1430-50-х годов - оба мастера расписывают церковь святой Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублёв возвращается в Москву в Андроников монастырь.

Рублёв скончался 29 января 1430 г. в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Точное место захоронения неизвестно. Канонизирован в 1988 году, то есть пречислен к лику святых.

Он был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание…» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года -- Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее