Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

Методика развития ОДС дошкольников

Ежедневные физические упражнения с детьми от 3 до 7 лет хорошо проводить в форме организованных занятий в течение 15--30 минут, а также в виде утренней гимнастики. Подбор, дозировка упражнений и методика их проведения должны зависеть от возраста детей. При этом важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. В дошкольном возрасте дети отличаются очень большой неуравновешенностью, возбудимостью, поэтому для них полезны физические упражнения и подвижные игры, во время которых они приучаются управлять своей активностью, сдерживать свои порывы.

Одна из главных задач физического воспитания дошкольников -- совершенствование у них основных движений - ходьбы, бега, лазания, бросания -- и развитие необходимых для этого качеств и навыков. Совершенствование навыка ходьбы достигается не сразу. Объяснить это можно следующим: у ребенка 3--4 лет сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и значительном весе головы и туловища, а также недостаточная гибкость стоп, что препятствует четкости движений, затрудняет сохранение равновесия в вертикальном положении при движении вперед. К этому присоединяется, как мы отмечали раньше, раскачивание туловища, разведение рук, шарканье ногами, с чем необходимо упорно бороться. Для детей этого возраста характер на неустойчивость темпа ходьбы, им трудно соблюдать указанное направление.

Систематическое проведение физических упражнений способствует совершенствованию навыка ходьбы. Обязательно включайте ее в каждое занятие. Простейшими упражнениями будут, например, передвижение по уменьшенной площади опоры, доске, полоске, начерченной на полу, перешагивание через низкие препятствия. Постепенно усложняйте упражнения.

Развитие навыка в беге начинается у детей с третьего года жизни. Правда, в это время, как уже говорилось выше, бег выполняется в виде быстрой ходьбы мелкими шагами, без наличия фазы «полета». Постепенно этот навык совершенствуется, увеличивается скорость бега, вырабатывается умение быстро менять направление, делать остановку по команде и даже бегать по прямому пути на довольно большое расстояние (до 20--30 м). Для 3--4-летних полезны упражнения в беге в виде игры на расстояние 5--10 м. Развивая навык в лазании, учитывайте, что оно требует значительного напряжения сил и большой затраты энергии. Включайте в занятия упражнения, способствующие совершенствованию координации движений рук и ног, укреплению нижних конечностей: пролезание через обруч, подлезание под веревку, лазание по лесенке и пр. Метание требует тонкой координации движений, способности удерживать равновесие и глазомера. Эти качества надо развивать в занятиях с детьми наряду с развитием силы мышц рук. Полезны упражнения в катании по полу шариков, мячей в заданном направлении, отталкивании, бросании и ловле крупных мячей. С 4--5-летнеговозраста доступны различные виды бросаний малого мяча, метания мелких предметов (шишек, камушков) в горизонтальную и вертикальную цель.

Медленнее осваивают дети дошкольного возраста прыжки, поскольку их выполнение требует определенной силы мышц ног и координации в движениях конечностей и всего тела. Кроме того, нужно соответствующее развитие зрения и чувства равновесия. Учите ребят элементам приземления после прыжков. Для этого включайте в занятия подскоки и невысокие прыжки на одной или обеих ногах (подражание движениям птиц, зверей и пр.). Очень важно использовать простейшие физические упражнения, которые содействуют развитию мышц конечностей и туловища, совершенствованию центральной нервной системы, двигательной и сердечно-сосудистой систем, дыхательного аппарата и всего организма в целом.

У детей 5--6 лет уже более пропорционально развита мускулатура, лучше согласованность движений. Ходьба и бег у них постепенно автоматизируются. Им становятся доступны простейшие упражнения в равновесии, а также метание, прыжки, бег с элементами ловли и увертывания. Но хотя выносливость у них заметно повышается, им, так же как и 3--4-летним, необходимо чаще менять исходные положения, разнообразить движения. С 5,5--6 лет уже допустима ходьба до 30--35 минут во время прогулок, преодоление простейших препятствий --переход по доске через канаву, вхождение на невысокий пригорок и т. п.Для 5--7-летних полезны специальные упражнения в беге: широкими шагами, с препятствием, с горки, на скорость и др. С 5--6 лет можно развивать силу броска (бросание мяча вдаль), учить правильной стойке и движению рук при броске. Рекомендуется бросать мяч в цель попеременно то правой, то левой рукой. Занятия с дошкольниками 5--7 лет проводите более целенаправленно (ставьте перед ними определенную цель, например, предложите выполнить какое-либо действие из знакомой сказки). Большое внимание уделяйте качеству выполнения упражнений, используя различные спортивные развлечения. Деятельность ребят этого возраста приобретает все более сознательный характер, что делает возможным постепенное усложнение их двигательного опыта, развитие наблюдательности, активности. Поддерживайте у детей стремление к коллективным развлечениям. В коллективных занятиях как нельзя лучше воспитываются ценные качества человека: дисциплинированность, воля, чувство товарищества, умение подчинять свои интересы интересам коллектива и др.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется несколько раз в день, не в строго определенное время, проводить физические упражнения в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединенных в комплексы из 6--8--10 упражнений. Исключение составляют занятия утром после сна, а также после дневного сна -- они совершенно обязательны и проводятся всегда в одно и то же время. Упражнения, состоящие из разнообразных подражательных движений, развивают творческую фантазию. Они интересны детям и мало утомительны.

В теплое время года лучше всего заниматься во дворе, саду, парке, в холодное время -- в хорошо проветренной комнате, на чистом коврике (который ежедневно вытряхивают и используют только для занятий), при открытой форточке. Напомним, что одежда не должна стеснять движений. Ни в коем случае не разрешайте детям заниматься в тугих лифчиках, в тесной обуви, так как это мешает движениям, ограничивает дыхание и затрудняет кровообращение. Перед тем как начать занятия, объясните последовательно содержание каждого упражнения. Делайте это четким, бодрым голосом. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3--4-летнем возрасте, бывает обычно неустойчивым и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении. Больше показывайте, как надо выполнять упражнения. Показывать надо «зеркальным» способом, то есть, стоя напротив ребенка, например, поднимать правую руку, если ему надо поднять левую, и наоборот.

Стремитесь каждому упражнению придумать легко запоминающееся название, чтобы ребенок по первому слову уже знал, что ему нужно делать. Учитывая, что координация движений у дошкольников, особенно у 3--4-летних, еще несовершенна, не требуйте от них абсолютно правильно го выполнения упражнений. Важно, чтобы выполнялись основные элементы движений. Физические упражнения в форме игры увлекают детей, вызывают положительные эмоции. Но очень важно, чтобы они, о чем мы уже говорили, соответствовали возрасту и развитию каждого ребенка. Повторим, что при выполнении упражнений надо возможно больше разнообразить исходные положения (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. п.). Используя в занятиях флажки, мячи, обручи, палки, мешочки, веревки, проверяйте, соответствуют ли они по размерам и весу возрасту и физическому развитию ребят.

Исключительно важное значение имеет правильная дозировка упражнений, так как дети младшего возраста при нарушении этого требования быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Начинайте с минимальной дозировки и всегда следите за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся. Продолжительность занятий для детей 3 лет -- 15--18 минут, для 4-летних--18--20 минут, а для 5--6-летних -- 20--25 минут. В занятия со старшими по возрасту включается большее число упражнений, повышается темп выполнения движений и число повторений. Темп может быть медленный, средний или быстрый. Обычно, если движение сопровождается углубленным дыханием, темп медленный (раз и... два и...); бег и прыжки, как правило, выполняются в быстром темпе (раз... раз... раз... раз...); средний темп регулируется счетом: раз, два, раз, два.

Во время физических упражнений дыхание ребенка всегда должно быть свободным, произвольным. Напоминаем о том, что не следует добиваться сознательной его регуляции и согласования с движениями. Нельзя допускать затяжек дыхания. Важно воспитывать естественную привычку дышать носом. Очень полезны упражнения и игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей и пр.

Обращайте внимание на равномерное распределение нагрузки на все части тела, то есть следите за сменой движений рук, ног и туловища. Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой. Учитывая быструю утомляемость дошкольников, хорошо после наиболее трудных упражнений делать кратковременные паузы (отдых 30--40 секунд). Если ребенок плохо себя чувствует, прекратите занятия физическими упражнениями, пока не выясните причину недомогания. Имейте в виду, что противопоказанием к занятиям являются все лихорадочные заболевания, инфекционные болезни в остром периоде, ревматизм, ангина, а также острые заболевания внутренних органов (печени, почек и др.). Возобновлять занятия после выздоровления можно не ранее чем через 1--1,5 месяца, причем начинать с незначительной нагрузки и повышать ее постепенно.

При катаре верхних дыхательных путей, насморке, протекающих у ребенка без температуры, при общем удовлетворительном состоянии, не прекращайте занятий с ним. Исключите только все трудные, сложные упражнения, уменьшите число повторений каждого движения.

В приложении А представлено несколько примерных комплексов упражнений. Если какое-нибудь упражнение в комплексе окажется трудным для ребенка, с которым вы занимаетесь, замените его более легким. Хорошо, если вы будете каждую неделю вводить в комплекс 1--2 новых упражнения, являющихся вариантами предложенных нами. Например, можно тянуться вверх, поднимая руки вверх или отводя их назад или в стороны; наклоняться вперед, назад, в стороны; приседать на одной ноге, двух; ходить на носках, пятках, наружной стороне стоп. Целиком менять комплекс следует не чаще одного раза в месяц.

Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. На протяжении занятия в организме и психике ребенка происходят значительные изменения (улучшается согласованность работающих органов и систем, появляется возможность нахождения определенного ритма работы и т.д.).

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. В её содержание входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление споты, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных возможностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Предлагаются упражнения для развития и укрепления различных групп мышц (плечевого пояса и рук, туловища, спины и живота), подвижности позвоночника, ног, пробежка со средней скоростью, ходьба и упражнения на дыхание. Иногда общеразвивающие упражнения могут быть заменены элементами акробатики и аэробики.

Упражнения с элементами акробатики включаются с целью развития у детей подвижности, гибкости и эластичности позвоночника и суставов, совершенствования координации и точности выполнения движений. Обучение акробатическим упражнениям рекомендуем проводить в определенной последовательности: вначале научить группироваться, выполнять перекаты боком, вперед и назад, а затем - кувырки. Параллельно можно учить седу «углом», стойке на лопатках. Для освоения акробатического упражнения предлагается ряд подготовительных действий, которые помогут ребенку правильно и быстро освоить движение. Упражнения подбираются таким образом, чтобы сохранилась поэтапность их выполнения в процессе обучения. Целесообразно подбирать хорошо знакомые ребенку движения и только одно давать для разучивания.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения двигательной активности, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнение на дыхание, игры и игровые упражнения малой подвижности.

Музыкальное сопровождение на занятиях создает эмоциональный настрой, значительно ускоряет процесс освоения движений. В заключительной части занятия спокойная музыка быстрее снижает утомление у детей. В процессе обучения детей движениям и во время проведения игр соревновательного характера не рекомендуется использовать музыку, так как она в этом случае способствует сильному эмоциональному перенапряжению и снижает работоспособность.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее