Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

Знакомства детей с особенностями строения и развития человека

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, на развитие продуктивных форм мышления.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно. Процесс знакомства с человеком, формирования сознательного отношения к себе, своему здоровью более полно и успешно проходит под руководством взрослого. В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

  • - формирование у детей адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела);
  • - формирование у детей системы знаний о его здоровье, факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья;
  • - ознакомление с основами здорового образа жизни;

В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом , которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровье сберегающих процедур.

Мы считаем, что каждому педагогическому коллективу необходимо найти методы, помогающие наиболее более эффективно решать эти задачи. В ходе практической деятельности мы пришли к выводу, что одним из таких является метод экспериментирования, представляющий собой «основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей старшего дошкольного возраста» (Н.Н. Поддьяков).

Методика обследования:

Этапы обследования:

  • - Определить педагогические условия по формированию осознанных представлений об организме человека, о здоровом образе жизни.
  • - Выявить уровень сформированности знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Перед началом работы по выявлению уровня знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни, мы выяснили условия, в которых воспитываются дети старшей группы. Именно педагогические условия являются базой формирования этих знаний. Анализ таковых позволил констатировать факт, что в детском саду созданы все условия для работы по формированию у старших дошкольников знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни.

В методическом кабинете данного дошкольного учреждения отведено место для детской литературы по тематике, для методической литературы по формированию здорового образа жизни дошкольников.

В групповой комнате старшей группы в уголке по физическому развитию детей присутствует оборудование для закаливания детей, обширный инвентарь по физическому развитию, в том числе нетрадиционный.

В игровом уголке представлены дидактические игры: «Как беречь зубы?», «Одолей недуг», «Опасные предметы», «Наши помощники - растения», «Скорая помощь», «Пищевое лото», «Строение организма» и др.

Анализируя календарные планы воспитателей за I квартал, можно отметить, что работа в данном направлении планируется, но не систематически. Воспитатели используют имеющийся дидактический материал, но не в полной мере. Больший акцент сделан на рационализацию двигательного режима, закаливающие процедуры, на формирование правильной осанки, через использование классических приемов: объяснение, примера взрослых, указаний, замечаний и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что у старших дошкольников созданы не все условия для формирования знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни. Для осознанного отношения дошкольников к своему организму, к здоровью, для понимания зависимости своей жизни от окружающей действительности необходимы знания организма человека, правил здоровьесберегающего поведения.

Методика обследования детей проходила в форме беседы. Вопросы к обследованию были составлены мной.

Для выявления уровня знаний об организме человека, по вопросу здорового образа жизни детей были специально составлены вопросы:

  • 1. Что значит быть здоровым?
  • 2. Из чего состоит тело человека?
  • 3. Какие органы чувств нашего организма ты знаешь?
  • 4. Зачем они нам нужны, чем важны?
  • 5. Каких еще помощников нашего организма знаете? (сердце, желудок, печень, легкие, почки и т.д.)
  • 6. Зачем организму нужна кровь?
  • 7. Как мы можем беречь эти органы, заботиться о своем организме?
  • 8. Зачем мы делаем зарядку, делаем гимнастику?
  • 9. Для чего необходимо здоровье человеку?

Диагностика проводилась со всеми детьми старшей группы в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.

Входная диагностика:

К проведению входной диагностики было привлечено 20 детей, которые на момент исследования посещали группу. В последствии, эти же дети вошли в состав экспериментальной и контрольной групп по 10 человек в каждой.

Результаты заносились в таблицу. Каждому ребенку был присвоен порядковый номер и определили уровень знаний здорового образа жизни.

Таблица 1. Уровни знаний детей о организме человека, о здоровом образе жизни

Вопросы для детей

Оценка

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Х

Х

-

-

Х

0

-

Х

Х

2,5

низкий

2

Х

Х

Х

-

Х

-

-

Х

Х

3

низкий

3

Х

+

Х

Х

Х

-

Х

Х

-

4

средний

4

Х

+

Х

Х

Х

-

Х

Х

-

4

средний

5

+

+

Х

Х

Х

Х

Х

+

Х

6

средний

6

0

-

0

0

Х

0

0

Х

-

1

низкий

7

-

Х

Х

-

Х

-

-

Х

-

2

низкий

8

Х

Х

Х

Х

Х

-

Х

Х

Х

4

средний

9

0

Х

0

0

Х

0

0

Х

-

1,5

низкий

10

Х

-

-

-

Х

-

-

Х

-

1,5

низкий

11

-

-

-

0

Х

0

-

Х

-

1

низкий

12

+

+

Х

Х

+

Х

+

+

Х

7

высокий

13

Х

Х

Х

Х

Х

_

Х

Х

Х

4

средний

14

Х

Х

Х

Х

Х

-

Х

Х

Х

4

средний

15

0

-

0

0

Х

0

Х

Х

Х

2

низкий

16

-

Х

-

-

Х

0

-

Х

-

1,5

низкий

17

Х

Х

Х

Х

Х

-

Х

Х

-

3,5

низкий

18

-

Х

-

-

Х

0

-

-

Х

1,5

низкий

19

-

Х

-

-

Х

0

Х

Х

-

2

низкий

20

0

Х

-

-

Х

0

-

Х

-

1,5

низкий

“+” - правильный, полный ответ.

“Х” - ответ недостаточно полный.

“-“ - неправильный ответ (пытается ответить, но путается).

Таким образом, результаты входной диагностики показали, что среди детей:

Таблица 2.

УРОВНИ

Кол-во детей

%

1

Низкий 0-3 баллов

13

65%

2

Средний 4-6 баллов

6

30%

3

Высокий 7-9 баллов

1

5%

В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда давались правильные и обоснованные ответы. Особые затруднения в ответах детей вызвал вопрос: зачем человеку кровь.

По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию представлений об организме человека, о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Направление работы, этапы, планирование:

Цель: разработать систему мероприятий познавательного характера, способствующих усвоению ребёнком-дошкольником осознанных знаний об организме человека, здоровом образе жизни, что будет сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости здоровья от отношения к своему организму, что усилит, по нашему мнению, положительную мотивацию к изучению себя, зависимости между состоянием организма и жизнью человека.

В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

1. Формировать у детей адекватные предст...

  • 2. опытным путем закрепить знания о значении и роли этого органа в нормальной жизнедеятельности организма, о его взаимосвязи с другими органами чувств
  • 3. продолжать учить заботиться о своем организме, прививать элементарные гигиенические навыки
  • 4. воспитывать заботливое отношение к своему организму

Художественное слово, опыты, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации, беседа, гимнастика для язычка

7.

Занятие: «Путешествие пирожка» Задачи: систематизировать представления детей о работе пищеварительной системы, что в нее входит; опытным путем закрепить знания как работает желудок, о способности желудка растворять и впитывать различные вещества; продолжать заботиться о своем организме, прививать элементарные гигиенические навыки; воспитывать заботливое отношение к своему организму.

Художественное слово, опыты, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации бумажного человечка с изображением пищеварительной системы, беседа, игровые приемы

8.

Занятие: «Удивительные ладошки» Задачи: 1.продолжать знакомить детей с организмом человека, с назначением кистей рук у человека (выполняют предметные действия, хватательную функцию, жестами несут эмоциональную информацию, на ладошках расположены активные точки, которые отвечают за работу разных органов).

  • 2. опытным путем закрепить знания о значении и роли кистей рук в нормальной жизнедеятельности организма, о их взаимосвязи со всеми органами организма
  • 3. продолжать учить заботиться о своем организме,
  • 4. развивать мелкую мускулатуру кистей рук (через массаж, пальчиковую гимнастику)
  • 5. воспитывать заботливое отношение к своему организму

Художественное слово, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации, беседа и практические приемы (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика; элементы ритмики).

9.

Занятие: «Сохраним свое здоровье» Задачи: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Художественное слово, поисковые вопросы, рассматривание иллюстрации, беседа и практические приемы (массаж и самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики; элементы ритмики и общеразвивающие упражнения).

Описание работы:

При проведении формирующего этапа исследования были созданы все условия для формирования представлений у старших дошкольников о организме человека, о здоровом образе жизни.

При планировании учитывался принцип последовательности и постепенности, который позволил четко проследить процесс формирования представлений детей об организме человека, его строении и функционировании.

В начале работы было проведено вводное занятие (введен главный персонаж всего цикла познавательных занятий - Доктор Еж) об организме человека, целью которого было дать общее представление детям.

Очень серьезно подошли к разработке цикла мероприятий познавательного характера, что является универсальной формой формирования осознанного отношения к своему здоровью. Познание строилось на вовлечении детей в обсуждение вопросов через поисковую деятельность, что вызывает познавательный интерес, формирование осознанного отношения к происходящему. Широко применялись игровые приемы, поисковая и экспериментальная деятельность, художественное слово, поисковые вопросы, рассматривание иллюстраций, беседы и практические приемы (массажи, пальчиковая, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз; элементы ритмики).

Большое значение имела также предшествующая работа, которая обеспечивала детей в процессе формирующего этапа первоначальными знаниями по тематике занятий. С этой целью систематически проводились разнообразные дидактические игры, экспериментирование, просмотр DVD диска «Анатомия для детей» (ООО «Видеостудия «КВАРТ» 2006 г., обучающий фильм, автор Д.Никулин), беседы, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях для детей, игры-драматизации, массажи, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры, беседы, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, на профилактику плоскостопия. Это позволяло детям накапливать знания об организме человека, о здоровье человека, развивать умения оберегать свое здоровье, поддерживать и сохранять его.

На занятиях эти знания расширялись, углублялись. Например, получая знания, вернее добывая эти знания через опытно-экспериментальную деятельность о каком либо органе человеческого тела, дети учились выделять существенные признаки и связи, а также взаимосвязь работы всех органов организма, как единого целого.

При рассматривании иллюстраций, наблюдений обращалось внимание детей на особенности строения различных органов и систем организма, их взаимосвязи, и влияние образа жизни на их нормальное функционирование. Проводились различные гимнастики, упражнения и массажи, направленные на приобретение навыка выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма.

Таким образом, в ходе формирующего этапа был использован целый комплекс мероприятий, направленных на формирование представлений об организме человека, о здоровом образе жизни у старших дошкольников, основным звеном, которого является организация познавательной деятельности.

Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке, знания о здоровом образе жизни, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

Рассмотрим одну из наиболее эффективных методических разработок, посвященных ознакомлению детей с человеческим организмом.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее