Знакомства детей с особенностями строения и развития человека
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, на развитие продуктивных форм мышления.
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно. Процесс знакомства с человеком, формирования сознательного отношения к себе, своему здоровью более полно и успешно проходит под руководством взрослого. В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
- - формирование у детей адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела);
- - формирование у детей системы знаний о его здоровье, факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья;
- - ознакомление с основами здорового образа жизни;
В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом , которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровье сберегающих процедур.
Мы считаем, что каждому педагогическому коллективу необходимо найти методы, помогающие наиболее более эффективно решать эти задачи. В ходе практической деятельности мы пришли к выводу, что одним из таких является метод экспериментирования, представляющий собой «основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей старшего дошкольного возраста» (Н.Н. Поддьяков).
Методика обследования:
Этапы обследования:
- - Определить педагогические условия по формированию осознанных представлений об организме человека, о здоровом образе жизни.
- - Выявить уровень сформированности знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Перед началом работы по выявлению уровня знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни, мы выяснили условия, в которых воспитываются дети старшей группы. Именно педагогические условия являются базой формирования этих знаний. Анализ таковых позволил констатировать факт, что в детском саду созданы все условия для работы по формированию у старших дошкольников знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни.
В методическом кабинете данного дошкольного учреждения отведено место для детской литературы по тематике, для методической литературы по формированию здорового образа жизни дошкольников.
В групповой комнате старшей группы в уголке по физическому развитию детей присутствует оборудование для закаливания детей, обширный инвентарь по физическому развитию, в том числе нетрадиционный.
В игровом уголке представлены дидактические игры: «Как беречь зубы?», «Одолей недуг», «Опасные предметы», «Наши помощники - растения», «Скорая помощь», «Пищевое лото», «Строение организма» и др.
Анализируя календарные планы воспитателей за I квартал, можно отметить, что работа в данном направлении планируется, но не систематически. Воспитатели используют имеющийся дидактический материал, но не в полной мере. Больший акцент сделан на рационализацию двигательного режима, закаливающие процедуры, на формирование правильной осанки, через использование классических приемов: объяснение, примера взрослых, указаний, замечаний и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что у старших дошкольников созданы не все условия для формирования знаний детей об организме человека, о здоровом образе жизни. Для осознанного отношения дошкольников к своему организму, к здоровью, для понимания зависимости своей жизни от окружающей действительности необходимы знания организма человека, правил здоровьесберегающего поведения.
Методика обследования детей проходила в форме беседы. Вопросы к обследованию были составлены мной.
Для выявления уровня знаний об организме человека, по вопросу здорового образа жизни детей были специально составлены вопросы:
- 1. Что значит быть здоровым?
- 2. Из чего состоит тело человека?
- 3. Какие органы чувств нашего организма ты знаешь?
- 4. Зачем они нам нужны, чем важны?
- 5. Каких еще помощников нашего организма знаете? (сердце, желудок, печень, легкие, почки и т.д.)
- 6. Зачем организму нужна кровь?
- 7. Как мы можем беречь эти органы, заботиться о своем организме?
- 8. Зачем мы делаем зарядку, делаем гимнастику?
- 9. Для чего необходимо здоровье человеку?
Диагностика проводилась со всеми детьми старшей группы в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
Входная диагностика:
К проведению входной диагностики было привлечено 20 детей, которые на момент исследования посещали группу. В последствии, эти же дети вошли в состав экспериментальной и контрольной групп по 10 человек в каждой.
Результаты заносились в таблицу. Каждому ребенку был присвоен порядковый номер и определили уровень знаний здорового образа жизни.
Таблица 1. Уровни знаний детей о организме человека, о здоровом образе жизни
№ |
Вопросы для детей |
Оценка |
Уровень |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
1 |
Х |
Х |
- |
- |
Х |
0 |
- |
Х |
Х |
2,5 |
низкий |
2 |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
- |
- |
Х |
Х |
3 |
низкий |
3 |
Х |
+ |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
Х |
- |
4 |
средний |
4 |
Х |
+ |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
Х |
- |
4 |
средний |
5 |
+ |
+ |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
+ |
Х |
6 |
средний |
6 |
0 |
- |
0 |
0 |
Х |
0 |
0 |
Х |
- |
1 |
низкий |
7 |
- |
Х |
Х |
- |
Х |
- |
- |
Х |
- |
2 |
низкий |
8 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
Х |
Х |
4 |
средний |
9 |
0 |
Х |
0 |
0 |
Х |
0 |
0 |
Х |
- |
1,5 |
низкий |
10 |
Х |
- |
- |
- |
Х |
- |
- |
Х |
- |
1,5 |
низкий |
11 |
- |
- |
- |
0 |
Х |
0 |
- |
Х |
- |
1 |
низкий |
12 |
+ |
+ |
Х |
Х |
+ |
Х |
+ |
+ |
Х |
7 |
высокий |
13 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
_ |
Х |
Х |
Х |
4 |
средний |
14 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
Х |
Х |
4 |
средний |
15 |
0 |
- |
0 |
0 |
Х |
0 |
Х |
Х |
Х |
2 |
низкий |
16 |
- |
Х |
- |
- |
Х |
0 |
- |
Х |
- |
1,5 |
низкий |
17 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
Х |
- |
3,5 |
низкий |
18 |
- |
Х |
- |
- |
Х |
0 |
- |
- |
Х |
1,5 |
низкий |
19 |
- |
Х |
- |
- |
Х |
0 |
Х |
Х |
- |
2 |
низкий |
20 |
0 |
Х |
- |
- |
Х |
0 |
- |
Х |
- |
1,5 |
низкий |
“+” - правильный, полный ответ.
“Х” - ответ недостаточно полный.
“-“ - неправильный ответ (пытается ответить, но путается).
Таким образом, результаты входной диагностики показали, что среди детей:
Таблица 2.
№ |
УРОВНИ |
Кол-во детей |
% |
1 |
Низкий 0-3 баллов |
13 |
65% |
2 |
Средний 4-6 баллов |
6 |
30% |
3 |
Высокий 7-9 баллов |
1 |
5% |
В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда давались правильные и обоснованные ответы. Особые затруднения в ответах детей вызвал вопрос: зачем человеку кровь.
По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию представлений об организме человека, о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Направление работы, этапы, планирование:
Цель: разработать систему мероприятий познавательного характера, способствующих усвоению ребёнком-дошкольником осознанных знаний об организме человека, здоровом образе жизни, что будет сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости здоровья от отношения к своему организму, что усилит, по нашему мнению, положительную мотивацию к изучению себя, зависимости между состоянием организма и жизнью человека.
В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей адекватные предст...
- 2. опытным путем закрепить знания о значении и роли этого органа в нормальной жизнедеятельности организма, о его взаимосвязи с другими органами чувств
- 3. продолжать учить заботиться о своем организме, прививать элементарные гигиенические навыки
- 4. воспитывать заботливое отношение к своему организму