Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

Формирование представлений о человеке у детей

Особое место в структуре и формировании личности занимает самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме, которое может детерминировать отношение к окружающим и самому себе. Чувство или осознание своей малоценности есть оценка своей социальной позиции - Л.С.Выготский, Н.Казинс, К.Изард, В.В.Николаева и др.

Необходимо с ранних лет формировать у ребёнка чувство веры в себя, в свой организм с его безграничными возможностями, что окажет позитивное влияние на его самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребёнок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли - СА.Козлова, Р.Майерз, В.Любая.

Одним из требований к содержанию воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях выступает формирование у детей представлений о себе, своём организме (так как познание человеком своей телесной сущности есть такой же познавательный процесс, что и познание объектов внешнего мира, других людей), что предполагает:

  • 1) знакомство с основными биологическими системами человека (в доступной форме, с привлечением иллюстративного материала);
  • 2) создание условий для формирования элементарных представлений о работе своего организма и приобщения к ценностям здорового образа жизни;
  • 3)развитие элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, положительного самоощущения детей.

Программа В.Г.Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» выделяет специальный подраздел, связанный с воспитанием у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • * привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • * развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • * обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • * формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • * формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • * формирование привычки ежедневных физических упражнений [10].

Автор отмечает, что дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой и постелью.

В данной программе речь идет в основном о формировании у детей гигиенической культуры, ставится вопрос о формировании культурно-гигиенических навыков на основе осознания функционирования органов и систем. Вряд ли через аутотренинг, самомассаж, разминку в постели можно вызвать у дошкольников желание выполнять ежедневные физические упражнения.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Дети осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий физическими упражнениями, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

  • * формируется представление о гигиенических основах организации деятельности (необходимости достаточной освещенности, свежего воздуха и др.);
  • * дети узнают о некоторых травмирующих ситуациях, об охране органов чувств (зрения, слуха);
  • * о некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина);
  • * о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшими);
  • * о некоторых правилах ухода за больным;
  • * представления о правилах ухода и способах осуществления гигиенических процедур (уход за чистотой тела, волос, приемы поддержания опрятности одежды, обуви).

Обогащаются представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях. Дети побуждаются к проявлению положительного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок. Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства.

Данная программа включает задачи социально-нравственного воспитания детей, развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Если посмотреть раздел практические умения, поведение общение, то содержание одной из его задач следующее: уметь с помощью взрослого или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения.

Как видим, и эта программа не уделяет большого внимания формированию представлений дошкольников об организме человека, его функционированию через экспериментальную деятельность, не предусматривается формирование умений осознанно относится к своему здоровью.

В программе Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» из сб. «Оздоровительные технологии XXI века» включены следующие разделы:

  • * организация рациональной двигательной активности детей;
  • * реализация системы эффективного закаливания;
  • * комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов;
  • * обеспечение полноценного питания;
  • * создание условий для оздоровительных режимов детей.

Кроме того, в представленной программе отмечена важность создания условий для возникновения положительных эмоций, даются следующие задачи психогигиены:

  • - выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;
  • - применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
  • - обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;
  • - создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и по возможности в семье;
  • - организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой коррекционной работы [18].

Как видно из вышеописанного, в представленной программе не освещается вопрос ознакомления детей с органами и системами человеческого организма. Вся программа основывается на физиологии дошкольника.

В программе «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой авторский коллектив отводит большое значение физическому и психическому здоровью дошкольников.

Педагогическая работа в программа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. [14]

В разделе «Растим здорового ребенка» освещаются общие задачи и даются рекомендации по двигательному режиму, закаливанию и физкультурно-оздоровительной работе. В «Руководстве» рассказывается, как необходимо с детства формировать правильные навыки охраны собственного здоровья, привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Предлагается знакомить детей с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Освещаются такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умения сознательно избегать и даже предварять их.

В представленной программе авторы отмечают необходимость работы с детьми по формированию эмоционального благополучия, созданию необходимой атмосферы, микроклимата в общении с дошкольником. Выдвигаются цели:

  • - изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми;
  • - удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.

Для реализации целей предлагаются задачи:

  • - эмоциональное, теплое, одобряющее отношение воспитателя;
  • - признание достижений ребенка, поощрение его успехов;
  • - индивидуальность общения;
  • - деловая поддержка воспитателя, т.е. его постоянная готовность поделиться с ребенком тем, что знает и умеет он сам;
  • - справедливость по отношению ко всем детям группы;
  • - уважение к личности ребенка, его интересам и вкусам.

В работе по данной программе придается большое значение созданию традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ребенку возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее