Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Технология исследования лексикона у младших школьников

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные представления о закономерностях усвоения речи и языка в единстве с различными сторонами психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова, Л.П. Федоренко, Д.Б. Эльконин и др.); о многоаспектности процесса формирования лексической системы языка (В.В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, Л.А. Новиков, А.И. Смирницкий, А.А. Уфимцева, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Н. Шмелев и др.); о системности и последовательности в обучении школьников (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Я. Зорина, В.М. Кларин, Т.А. Ладыженская и др.); о структуре и проявлениях общего недоразвития речи у детей дошкольного и школьного возраста (Н.С. Жукова, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

В процессе школьного обучения учащиеся сталкиваются с необходимостью овладения научными понятиями, адаптированными в соответствии с их возрастными и когнитивными возможностями. Соответствующие слова, в том числе включенные в словосочетания, служащие для обозначения понятий, изучаемых и используемых в рамках школьных дисциплин, можно квалифицировать как учебно-терминологическую лексику. Овладение ею школьниками с нормальным речевым развитием происходит последовательно в ходе изучения школьных дисциплин, что во многом определяет успешность усвоения учебных знаний, умений, навыков и школьной программы в целом. Аналогичной спонтанности в овладении учебно-терминологической лексикой не наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. В качестве характерных трудностей при усвоении лексических единиц в ходе изучения школьных дисциплин у учащихся с нарушениями речи выявлены: неточное знание и понимание слов, неумение их использовать в процессе учебной деятельности, трудности в установлении причинно-временных связей и т.д. (А.Г. Зикеев, Л.А. Ившина, Р.Е. Левина, Е.М. Митрохина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, А.В. Ястребова и др.). Детальный анализ особенностей овладения «учебной лексикой» представлен в работе Л.А. Тишиной, характеризующей трудности, возникающие у школьников с нарушениями речи при овладении материала по природоведению (2005).

Анализ научной литературы позволил сделать выводы об отсутствии наиболее полной и систематизированной информации об овладении специальной лексикой, охватывающей разные дисциплинарные направления, младшими школьниками с ОНР.

Результаты изучения психолого-педагогической, психолингвистической и специальной литературы подтверждают необходимость исследования такой составной части лексической системы как учебно-терминологическая лексика и создания модели оптимизации процесса формирования исследуемой лексики у младших школьников с ОНР (III уровень) на логопедических занятиях.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее