Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Технология исследования лексикона у младших школьников

Методика исследования лексикона младших школьников с ОНР

Цель, задачи, методы и организация исследования

лексикон школьник педагогический обучение

Цель экспериментального исследования - выявление особенностей описательно описательно-повествовательной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальные задачи:

  • 1. Подбор диагностических методик.
  • 2. Установление критериев оценки выполнения заданий.
  • 3. Исследование сформированности навыков связной речи.
  • 4. Анализ полученных данных.

Общие задачи исследования речевых способностей школьников:

  • - изучение словарного запаса учащихся (понимание и употребление в речи предметного, глагольного словаря и словаря признаков);
  • - обследование понимания и использование синонимичных и антонимичных средств языка;
  • - изучение умения составлять предложения по опорным словам, с заданным словом;
  • - изучение умения описать предмет или событие без опоры на схему;
  • - обследование умения устанавливать последовательность сюжетных картинок в зависимости от динамики событий, изображенных на них;
  • - обследование умения составить рассказ по 1 картинке, по серии сюжетных картинок.

Применяются следующие методы: 1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2) Пересказ прослушанного текста. 3) Методики индивидуального эксперимента.

Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР для получения наиболее эффективных результатов берется методика Фотековой Т.А.

Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).

Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трём критериям:

  • 1) Критерий смысловой целостности:
  • 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
  • 2,5 балла - допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
  • 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
  • 0 баллов - отсутствует описание ситуации.
  • 2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
  • 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
  • 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
  • 1 балл - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
  • 0 баллов - отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
  • 3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
  • 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
  • 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
  • 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
  • 0 баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция:сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

  • 1) Критерий смысловой целостности:
  • 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья;
  • 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
  • 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
  • 0 баллов - невыполнение.
  • 2) Критерий лексико-грамматического оформления:
  • 5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
  • 2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
  • 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
  • 0 баллов - пересказ не доступен.
  • 3) Критерий самостоятельности выполнения:
  • 5 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления;
  • 2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
  • 1 балл - пересказ по вопросам;
  • 0 баллов - пересказ даже по вопросам не доступен.

В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.

Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним - при сумме баллов от 11 до 20, низким - при сумме баллов от 0 до 10.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее