Методика исследования лексикона младших школьников с ОНР

Цель, задачи, методы и организация исследования

лексикон школьник педагогический обучение

Цель экспериментального исследования - выявление особенностей описательно описательно-повествовательной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальные задачи:

  • 1. Подбор диагностических методик.
  • 2. Установление критериев оценки выполнения заданий.
  • 3. Исследование сформированности навыков связной речи.
  • 4. Анализ полученных данных.

Общие задачи исследования речевых способностей школьников:

  • - изучение словарного запаса учащихся (понимание и употребление в речи предметного, глагольного словаря и словаря признаков);
  • - обследование понимания и использование синонимичных и антонимичных средств языка;
  • - изучение умения составлять предложения по опорным словам, с заданным словом;
  • - изучение умения описать предмет или событие без опоры на схему;
  • - обследование умения устанавливать последовательность сюжетных картинок в зависимости от динамики событий, изображенных на них;
  • - обследование умения составить рассказ по 1 картинке, по серии сюжетных картинок.

Применяются следующие методы: 1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2) Пересказ прослушанного текста. 3) Методики индивидуального эксперимента.

Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР для получения наиболее эффективных результатов берется методика Фотековой Т.А.

Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).

Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трём критериям:

  • 1) Критерий смысловой целостности:
  • 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
  • 2,5 балла - допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
  • 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
  • 0 баллов - отсутствует описание ситуации.
  • 2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
  • 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
  • 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
  • 1 балл - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
  • 0 баллов - отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
  • 3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
  • 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
  • 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
  • 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
  • 0 баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция:сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

  • 1) Критерий смысловой целостности:
  • 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья;
  • 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
  • 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
  • 0 баллов - невыполнение.
  • 2) Критерий лексико-грамматического оформления:
  • 5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
  • 2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
  • 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
  • 0 баллов - пересказ не доступен.
  • 3) Критерий самостоятельности выполнения:
  • 5 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления;
  • 2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
  • 1 балл - пересказ по вопросам;
  • 0 баллов - пересказ даже по вопросам не доступен.

В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.

Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним - при сумме баллов от 11 до 20, низким - при сумме баллов от 0 до 10.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >