Методика исследования лексикона младших школьников с ОНР
Цель, задачи, методы и организация исследования
лексикон школьник педагогический обучение
Цель экспериментального исследования - выявление особенностей описательно описательно-повествовательной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Экспериментальные задачи:
1. Подбор диагностических методик.
2. Установление критериев оценки выполнения заданий.
3. Исследование сформированности навыков связной речи.
4. Анализ полученных данных.
Общие задачи исследования речевых способностей школьников:
- изучение словарного запаса учащихся (понимание и употребление в речи предметного, глагольного словаря и словаря признаков);
- обследование понимания и использование синонимичных и антонимичных средств языка;
- изучение умения составлять предложения по опорным словам, с заданным словом;
- изучение умения описать предмет или событие без опоры на схему;
- обследование умения устанавливать последовательность сюжетных картинок в зависимости от динамики событий, изображенных на них;
- обследование умения составить рассказ по 1 картинке, по серии сюжетных картинок.
Применяются следующие методы: 1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2) Пересказ прослушанного текста. 3) Методики индивидуального эксперимента.
Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР для получения наиболее эффективных результатов берется методика Фотековой Т.А.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).
Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла - допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов - отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция:сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов - невыполнение.
2) Критерий лексико-грамматического оформления:
5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов - пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл - пересказ по вопросам;
0 баллов - пересказ даже по вопросам не доступен.
В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.
Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним - при сумме баллов от 11 до 20, низким - при сумме баллов от 0 до 10.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter