Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Учение о Христе и событиях Нового Завета в воскресных текстах Октоиха

История развития Октоиха

Октомих, Октамй, Охтамй, Осьмогламсник (греч. ?кфюзчпт -- «восьмигласник» от греч. ?кфю -- «восемь» + греч.?чпт -- «глас») -- богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни,повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней кроме того -- малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие». Октоих восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название Тропологий (Фспрпльгйпн). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга). На ранней стадии развития осмогласные комплекты седмичных песнопений получили название Октоих или Параклит (по некоторым текстам, обозначенным как «молебные», рбсбклзфйкьй). Оба названия -- Октоих и Параклит -- в ранней литургической практике могли применяться для собраний текстов с одними и теми же посвящениями, но также могли интерпретироваться по-разному в различных местных традициях. Древнейший дошедший до наших дней Октоих (только тексты, фрагментарно, без музыкальной нотации) был составлен в конце VIII -- начале IX веков; ныне известен как Параклит монастыря Св. Екатерины на Синае с сигнатурой Sinait. gr. 776. Древнейший русский Параклит (с музыкальной нотацией), составленный не позднее второй половины XII века в Великом Новгороде, хранится ныне в РГАДА под сигнатурой Тип. 80.

Богослужебная книга под данным названием незначительно отличается по своему содержанию в Церкви Греческой и Русской. (небольшая разница в отдельных седальнах)

В первой она содержит изменяемые молитвословия для служб воскресных дней (Недель) восьми гласов. Полный же вариант обычно именуется РбсбклзфйкЮ.

В Русской Церкви Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов для каждой из восьми недель (седмиц) восьминедельного круга восьмигласника. То есть, каждый из восьми разделов Октоиха (гласов) содержит особые песнопения для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу. Это песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней (Недель), кроме того, -- малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы единым мелодическим способом, одним напевом, то есть «гласом».

Пение Октоиха начинается непосредственно с самой Пасхи (стихиры Октоиха вошли в Цветную Триодь) с первого гласа, и стихиры поются всю Светлую седмицу, на каждый день Светлой седмицы приходится свой глас (исключая седьмой глас). Начиная с вечера Светлой Субботы (который есть уже начало Воскресенья -- Антипасхи), Октоих поётся на повечерии. На каждые семь дней, начиная с субботы вечера, приходится свой глас. Фомино воскресение (первое воскресение по Пасхе) и последующие за ним шесть дней это первый глас, Неделя жен мироносиц (второе воскресение по Пасхе) и последующие за ним шесть дней -- это второй глас, и далее по порядку каждые семь дней, начиная с вечера под воскресение, свой глас. Когда проходит восемь седьмиц или 56 дней (восемь гласов Ч семь), то опять начинается первый глас с богослужения вечера под воскресение. Такая последовательность сохраняется в продолжении всего года. Например, Неделя всех святых приходится через 49 дней после Антипасхи -- это восьмой глас, а следующее воскресение за Неделей всех святых, то есть через 56 дней после Фоминой Недели -- это первый глас. Пение Октоиха оканчивается в Лазареву субботу. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определённое время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определённом году, указано в Пасхалии зрячей.

Современная наука употребляет термин «Октоих» в основном в двух смыслах: первый -- это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй -- книга, используемая в современном православном богослужении . Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI - VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начи ная с IX века. IX век - это переломное для истории византийской гимнографии вре мя, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, за имствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, - появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена ра бота по созданию годового круга церковных песнопений. Одним из главных достижений Константинопольской Студийской школы гимнографии является выработка системы седмичных памятей. Именно этот важнейший фактор повлиял на процесс оформления разнородных собраний песнопений восьми гласов в единую книгу. Благодаря этому исполнение определенных гимнов в честь святых было приурочено к определенным дням церковной седмицы. Единый седмичный цикл, повторяющийся на протяжении каждой из восьми недель, стал вторым после осмогласия организующим принципом Октоиха как литургической книги. Что же представлял собой Октоих в первые века своего существования? Древнейшие редакции Студийского устава, представленные рукописями К-5349 собрания Государственной Третьяковской галереи конца XI - начала XII века («Ти пографский устав») и № 330 Синодального собрания Государственного Историчес кого Музея XII века свидетельствуют о том, что объем песнопений Октоиха в средневековый период значительно отличался от современного. Указанные рукописи называют лишь три жанра песнопений Осмогласника будничного цикла: стихиры на стиховне, седальны, один канон на утрене. древняя часть песнопений Октоиха -- его стихиры на стиховне и седальны - следуют I модели священных памятей седмицы. Схема эта впервые была использована еще преподобным Феодором Студитом при создании трипеснцев для Постной Триоди (813 - 820) Структура I цикла памятей была заимствована визан тийской гимнографией из Палестины вместе с древнейшими песнопениями Октои ха -- стихирами и седальнами и получила свое дальнейшее развитие в творчестве преподобных Феодора и Иосифа Студитов (Постная Триодь) и Иосифа Песнопис- ца (первые каноны Октоиха). Этот цикл седмичных памятей практически без изме нения вошел во многие средневековые уставы и гимнографические сборники. Вторая седмичная модель Октоиха возникла позднее, на византийской почве, из молебных песнопений восьми гласов в честь святых, которые в уставах различных монастырей и церковных центров полагались в определенные дни недели. Вторая седмичная модель Октоиха возникла позднее, на византийской почве, из молебных песнопений восьми гласов в честь святых, которые в уставах различных монастырей и церковных центров полагались в определенные дни недели. Реперту ар таких произведений в древности был намного обширнее современного и отражал местные традиции почитания святых в той или иной обители. В процессе многовекового развития православного богослужения утвердилась единая структура священных памятей, являющаяся контаминацией двух циклов по священий Октоиха. Она нашла отражение в различных церковных книгах: Часослове (дневные тропари святым), Шестодневе служебном, Следованной Псалтири, канониках, акафистни- ках, сборниках поучений и пр. Эту схему использовал святитель Кирилл Туровский при создании своего цикла седмичных молитв (молитв на все дни недели). Наконец, интересной живописной иллюстрацией седмичных памятей стали древнерусские иконы XVI -- XVII веков, использовавшие сюжет Шестоднева. Они представляют собой композиции из шести клейм: Воскресения, Собора Архангелов, или Собора Архангела Михаила, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, или Собора свя того Иоанна Предтечи, Благовещения, Умовения ног, Распятия. Парной иконой к Шестодневу является «Суббота всех святых» - многофигурная композиция с различ ными ликами святых, которая иногда составляет единое целое с Шестодневом.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее