Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Учение о Христе и событиях Нового Завета в воскресных текстах Октоиха

Великое повечерие.

Символ веры. В стихах где глаголется и святый храм говорится о силе Креста: «Непобедимая, и непостижимая, и Божественная Сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных.».

Тропарь 2 гласа: «милостив есть и спасти могий, / Иже и страдати о нас изволивый».

Малое повечерие. Славословие вседневное: «вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу».

Символ веры.

Тропари: В понедельник вечером св. Иоанну Предтече, глас 2: «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира» И Во вторник и четверг вечером Св. Кресту, глас 1: «победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.».

Полунощница, служит памятью Гефсиманской молитвы Христа (Мф. 26: 30-46). Она бывает вседневная, субботняя и воскресная. Ее основная тема - Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с.51).

Ее основная тема - Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с.51).

В полунощнице вседневной находится тропарь 8 гласа « Се Жених Грядет в полунощи…», который определяет основную тему этой службы. Но помимо этого тема страданий, распятия отражена в Символе веры, который там находится.

Полунощница субботняя имеет мессианские псалмы. 67 псалом - говорится о Христе как победителе ада. Святой афанасий видит в этом псалме «изображение Пришествия Господня.низложение мысленных врагов.окончание духовного плена..». Псалом 67, ст. 2: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; ст. 19: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)». Апостол Павел: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9,10).

68 псалом - Стихи 13, 18-22 говорят о страданиях Спасителя: «Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта».

По словам святого Афанасия этот псалом «содержит молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, и причины, по которым нанесена Ему Крестная смерть…». И также Символ веры.

В полунощнице воскрестной говорится «И начинаем канон Животворящей Троице текущего гласа Октоиха. По его окончании поем припевы преподобного Григория Синаита, на глас недели1. В этом припеве говорится об « воскресшаго тридневнаго из гроба».

Далее «Ипакои» текущего гласа». В 1гласе говорится о воскресении Господнем « яко воскресл еси, Христе Боже». Во 2 гласе - о возвещении ангелом мироносицам весть также о воскресении «/ видеша Ангелы во гробе, и ужасошася: / глас бо слышаху от них, яко воскресе Господь». 3 глас - таже тема «Ангел мироносицам глаголаше: / что живаго ищете во гробе; / воста истощивый гробы.». в 4 гл. - «мироносицы, / апостолом проповедаху Христе, / яко воскресл еси яко Бог». 5гл. - «мvроносицы апостолом благовествоваху: / возвестите во языцех Воскресение…». 6 гл. - про добровольную смерть«Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, / врата адова сокрушив» и про воскресение «воскрес из мертвых, /». 7гл. - «претерпевый Крест плотски» и «спаси мя воскресением Твоим». 8гл. - мироносицы «апостолом возвещаху: / яко воскресе Христос Бог».

Отпуст малый: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш,».

Утреня. она обозначает (ее тема) новозаветное время.

В тропаре говорится о добровольном распятии «Вознесыйся на Крест волею».

В псалме 3 по толкованию Отцов Церкви пророчески звучит глас спасителя к богу отцу во время его крестных страданий. Ст.5 «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея…»?

Псалом 87. Святой Афанасий: « в этом псалме изображается смерть, какую принял за нас Христос, чтобы, проповедовав духам, сущим во аде , даровать нам воскресение…».

Тропари "по непорочных", глас 5. «Ангельский сонм изумился, / видя Тебя, Спаситель, к мертвым причтенного. … но силу смерти сокрушившего..». «Ангел мироносицам вещаше: / видите вы гроб и уразумейте, / Спас бо воскресе от гроба.». возвещение мироносицам : «предста к ним Ангел и рече: / рыдания время преста, не плачите, / воскресение же апостолом рцыте.». «…что с мертвыми живаго помышляете? / Яко Бог бо, воскресе от гроба.».

Прокимны воскресные Глас 1

Ныне восстану, - говорит Господь.

Воскресная песнь после Евангелия: «Воскресение Христово видевшее. ..» «Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим:». «поклонимся Святому Христову Воскресению се бо прииде крестом радость всему миру» . «поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.»

По 50-м псалме, аще есть неделя:

Посем стихира: Воскрес Иисус от гроба.

Аще же есть неделя, глаголем тропарь воскресный. И в первый убо глас, 3, 5, 7, глаголем сей:( В воскресенье тропари глас 1, 3, 5, 7): Днесь спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба,» «/ разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам»

Во глас же 2, 4, 6, 8 глаголем сей: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада».

Священник творит отпуст, в неделю: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш,».

Час 1 . здесь вспоминается суд над Христом у Пилата (Мф. 27:1-2).

Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом.

Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой».

Псалом 89. Св.Афанасий видитв этом псалме молитву во время напастей и изображение Страдания Христова.

Час 3 . говорится о сошествии Святого Духа на апостолов (деян.11,15). Эту тему мы видим в тропаре, глас 6: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа / в третий час Апостолом Твоим низпославый…».

В псалме 16 говорится о страданиях Христовых в последние дни Его земной жизни и Его вопль молитвенный: «Тук (сердце) свой затвориша; уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклоните на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных (Пс. 16, 10 - 12). (ник.2ч.286).

Междучасье 3 часа. Псалом 29 об обновления дому давидова. «обновлением дома» называется воссоздание человеческого естества, воскресению Христову, какое совершил Владыко, приняв за нас смерть и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения» - блж. Феофилакт.

Час 6 сподвигает нас к размышлению о Распятии Христовом. (Ин. 19: 14 - 18). Тропарь этого часа на 2 глас: «Иже в шестый день же и час, / на кресте Пригвождей…».

На этом часе читаются псалмы соответствующие этим (сим) воспоминаниям: 54 псалом - пророчество о предательстве Иуды «Аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречивал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушнее, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен в дому Божии ходихом единомышлением.» (Пс.54, 13 - 14. 15), о страданиях Господних: «Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма» (Пс.54, 6) и : «Воскорбех печалию моею и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича…»(Пс.54, 3 - 4). Также еще говорится и о ненависти иудеев к Нему: «Яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми.» (Пс. 54, 4). То есть «пророк предвещает злоумышление иудеев против Спасителя и своими страданиями изображает страдания, которые станет претерпевать Владыка» - подмечает блаженный Феодарит.(толк.пс.). в тропаре, гласа 2, читаемого во время поста говорится также о Его добровольных Крестных страданиях : «на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси..», «волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест..». (КАК ОФОРМЛЯТЬ ЭТИ ЦИТАТЫ?). Крестобогородичный тропарь 2 гласа: «Крестом бо Сына Твоего низложися ад, и смерть умертвися». В молитве Василия Великого говорится о причине и последствии Христова пришествия: «Боже… Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы.».

Межчасье 6 часа. Молитва Василия Великого: «низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы.».

Час 9. Вспоминается Его Крестная смерть. Тропарь, глас 8 : «Иже в девятый час / нас ради плотию смерть вкусивый…». И Богородичный: «…распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог…». Кодак глас 8 упоминается о событиях во время и после Его смерти : «Видя разбойник / Начальника Жизни на Кресте висяща, глаголаше: / аще не бы Бог был воплощся, Иже с нами распныйся, / не бы солнце лучи своя потаило, / ниже бы земля трепещущи тряслася…», «Посреде двою разбойнику, / мерило праведное обретеся крест Твой: / овому убо низводиму во ад тяготою хуления, / другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия», «И ныне: Агнца, и Пастыря, и Спаса мiра, / на кресте зрящи Рождшая Тя…/ утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие…». Молитва св. Василия Великого: «Владыко Господи… на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси…».

Здесь положены псалмы, где 1) вспоминается искупительная жертва Христа: «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль; оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. …Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче…» (Пс. 84, 1 - 5.9.11.12.) и 2) указывается на сошествие Христа во ад: «Яко милость Твоя велие на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс. 85, 13).

Межчасье 9 часа. Тропарь 8 гласа: «Просветивый земныя Крестом,» «

Изобразительные. В песнопении «Единородный Сыне» прослеживается таже тема, а именно распятие и смысл Его смерти: «распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый…».

Стихи из Символа веры.

В среду и пяток кондак 4 гласа: «Вознесыйся на Крест волею…».

Тему страдания смерти и воскресения Христа содержат следующие: это все виды полунощницы (вседневная …) утреня час 1 час 3 с час 6 с межчасьями изобразительные час 9 с межчасьем вечерня вел. повечерие и малое повечерие но особо эти темы выявляются непосредственно в часах.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее