Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Учение о Христе и событиях Нового Завета в воскресных текстах Октоиха

Введение

В современное время, когда для большинства стран Европы и Америки главенствующей философией стала философия постмодернизма, которая стирает вообще все границы между добром и злом и оставляет лишь один критерий нравственности и безнравственности - субъективное мнение человека, самостоятельно ставящим себе границы поведения и моральные нормы. Для общества современных людей жизненно важны и тем более актуальны традиционные понятия о морали, культуре, о добре и зле. Мораль берет свое начало из религии, на территории нашей страны традиционной из религий является - Православие. Главное в религии - это учение и личность ее основателя. Основатель Христианства - Иисус Христос, а учение об Иисусе Христе содержится и раскрывается в богослужебных текстах (стихирах, канонах и т.д.), а именно учение о Нем как истинном человеке и Боге, осмысление событий Нового Завета, значение о сошествии Христа Спасителя во ад и т.д.

События священной библейской истории в церковном календаре и гимнографии

Библейские памяти в православном календаре Русской Церкви

В богослужебных текстах годового круга богослужения заключены все значимые события священной библейской истории. Красовицкая указывает на то, что тематика текстов суточного круга - библейская, седмичного круга - гимнографическая, а богослужения годового круга совокупно включают в себя и библейский, и гимнографический материал.

Согласно определению, приведённому в «Православной энциклопедии», богослужебный круг - это «принятое в литургике наименование временнымх циклов богослужений. Его можно разделить на три круга. Первый - суточный круг богослужения, в него входят службы, совершаемые каждый день в определенное время. Второй - седмичный, который включает в себя цикл памятей определенных святых и событий священной истории, распределенных по дням недели. Третий -годовой. Богослужения православной церкви делятся на часы, дни, седмицы и месяцы и каждый из них наполняется определенным смыслом. Так, чтение часов в определенное время есть воспоминание определенных событий, например, в третьем часе говориться о сошествии Святаго Духа на апостолов, в шестом, что Христа пригвоздили ко Кресту и так далее.

Церковный год является частью богослужебного времени. Он не имеет свои службы и поэтому его тексты, аналогично как и в седмичном круге, вставляются в некоторые части службы неподвижного дневного круга. Также выделяют две части церковного года. Первая часть - включает в себя неподвижный годовой круг, с праздниками, связанными с определенной датой солнечного календаря. Вторая часть - годовой подвижный богослужебный круг имеет в себе праздники, которые зависят от даты празднования Пасхи, связанной с лунно-солнечным пасхальным циклом. Песнопения праздников первого круга находятся в богослужебных текстах Минеи и регламентируются Уставом. Минеи начали складываться в течение VII-VIII веков и вполне сформировались к XI столетию. Они подразделяются на Минею Месячную, Общую и Праздничную. Минея Месячная содержит изменяемые песнопения праздников всех двенадцати месяцев, откуда она и взяла свое название, для неподвижного церковного года. Минея Общая имеет последования как для подвижных, так и для не подвижных дней годичного круга с молитвами для одного лика всех святых, то есть содержит песнопения не каждому в отдельности святому, а сразу многим святым. В Праздничной Минее находятся службы особо знаменательных праздников: двунадесятых и еще некоторых других.

В хронологическом порядке богослужения Праздничной Минеи, посвященные событиям библейской истории, расположены таким образом :

  • · 6 декабря. Неделя святых праотец;
  • · 6 декабря Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец
  • · 25 декабря. Рождество Господа нашего Иисуса Христа;
  • · 1 января. Обрезание Господне и память св. Василия Великаго;
  • · 6 января. Святое Богоявление;
  • · 2 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа;
  • · 25 марта. Благовещение Пресвятыя Богородицы;
  • · 24 июня. Рождество святаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна;
  • · 20 июля. Святаго славнаго пророка Илии;
  • · 6 августа. Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
  • · 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи;

Среди них можно выделить неподвижные двунадесятые Господские праздники - Рождество Христово(5 дней предпразднства), Богоявление (4 дня предпр), Преображение Господне. К неподвижным двунадесятым Богородичным относят - Благовещение Пресвятой Богородицы. Сретение относят как ко второму, так и к первому типу праздников. К Великим Праздникам относят Рождество и Усекновение главы Иоанна Крестителя, Обрезание Господне (не имеет попразднства и предпразднства).

В Минее Месячной находятся службы Малых праздников, соответствующие библейским событиям. К ним относят:

  • · 5 сентября. Память пророка Захарии и святой праведной Елизавете. Этот праздник имеет черный знак - три точки не совершенно окружённые.
  • · 17 декабря. Святого пророка Даниила и святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила. Имеют такой же знак (особый устав если в нед. Праотец [Никольский стр.526]).

Другие Малые Праздники с подобным знаком, о котором мы упоминали выше, только красного цвета, находящиеся в Минеи, имеют некоторую особенность в последованиях. они делятся на два вида:

  • 1) имеет определенные указанные молитвословия.
  • 2) в своих последованиях имеют некоторые отличительные особенности, сходные с теми, что содержится в службах праздника со средним знаком. К ним относят:
  • 23 сентября - Зачатие честнаго, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • 30 апреля - день памяти святого апостола Иакова, брата святого Иоанна Богослова.
  • 18 октября - св. апостола и ев.Луки.

Далее следуют средние праздники со знаком «крест». К ним относятся:

  • · 20 июля. Память святого славного пророка Илии,
  • · 22 июля - святыя мироносицы и равноапостальныя Марии Магдалины
  • · 8 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных .

К праздникам со знаком «крест в полукруге» относят день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна богослова (26 сентября и 8 мая).

В Минее Месячной находятся препразднства и попразднства памятей [(ник. 570)]. В них прославляются те, кто был причастен к ранее упоминаемому событию. Например, после праздника Рождества Богородицы совершается память святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, после Сретения - святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В последованиях Минеи на эти числа приходятся песнопения соответствующих праздников [(ник. 572)].

Также в Минее содержатся службы двум неделям (воскресениям), предшествующим Рождеству Христову. Это неделя святых праотец. Она бывает между 11 и 17 декабря (надо сверить числа и скорректировать, ранее написано число 6 декабря). В ней упоминаются святые ветхозаветные патриархи - от Адама до Иосифа Обручника; святые пророки - от Самуила до Захарии и до Иоанна Предтечи. Гимнографический текст так говорит о значении и смысле этого праздника: «Совершая память святых праотцев, чрез то воспеваем Христа Избавителя, возвеличившего их во всех языцех» (9 стихира на «Господи воззвах» недели праотцев, в Минее) [цит. по ник. 572)].

Следующая неделя - неделя пред Рождеством Христовым и неделей святых Отец. Здесь прославляют патриархов, от колена которых родился Господь, начиная от Авраама до Иосифа Обручника. Следующая неделя по Рождестве Христовом именуется Неделей богоотец. На ней памятуют святых и праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

В службах подвижного круга богослужения используют Триодь Постную, включающую в себя четыре недели подготовительные к Великому посту, Четыредесятницу, Страстную седмицу, а также Триодь Цветную, которая охватывает период от святой Пасхи до Недели Всех Святых. Все богослужения в дни, когда поется Триодь Постная, направлены к тому, чтобы пробудить в молящихся сокрушение о грехах и обратить их к Богу. В молитвах и песнях Триоди святые Отцы вкратце изложили мысли о сотворении мира и человека, о блаженном состоянии прародителей, о грехопадении их и изгнании из рая, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы этими напоминаниями показать начало греха и расположить нас к раскаянию и посту.

Подготовительные седмицы к великому посту:

  • 1) мытаря и фарисея - здесь Церковь призывает всех людей к покаянию. После этого воскресения в среду и пятницу разрешается не соблюдать пост в знак того, чтобы мы не уподоблялись фарисею, гордившемуся тем, что соблюдал пост.
  • 2) неделя о блудном сыне - говорит о великом Божьем человеколюбии и милосердии к грешникам;
  • 3) неделя о Страшном Суде или Мясопустная - о правосудии Божьем, напоминание человеку, чтобы он не предавался беспечности;
  • 4) Сырная неделя - говорится о невоздержании прародителей Адама и Евы, о том как спасителен пост, приводятся в пример жития святых для духовного наставления входящим в поприще Великого поста и делается акцент на том, что если мы хотим, чтобы Господь оставил нам наши прегрешения, то нам самим надо простить своих ближних.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее