Методики урегулирования конфликтов между учителем и учеником

В современной массовой педагогической практике основными способами воспитательного воздействия на нерадивых школьников со стороны взрослых, как правило, являются: поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или жесткой форме), поиски виновного, формальное урегулирование конфликта.

Урегулирование конфликтных ситуаций при помощи авторитарных и жестких методов, унижающих ученика и направленных против него, по большому счету, является бессмысленным и бесперспективным занятием.

Неразрешенные конфликты с учителями и одноклассниками, с одной стороны, сказываются на поведении и эмоциональном состоянии учителя, с другой - вызывают у ученика нежелание посещать школу, приводят к созреванию комплекса неполноценности, деформации личностного развития, закреплению негативного отношения к обучению. Вполне естественно, что работа в школе требует не только наличия теоретических знаний о причинах и сущности конфликтов, но и освоении инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на их предупреждение и урегулирование. В настоящее время одной из наиболее перспективных технологий работы с конфликтами в зарубежной педагогической практике является медиация - посредническая деятельность. Цель медиации заключается в примирении конфликтующих сторон при помощи специально обученных посредников (медиаторов), владеющих особыми коммуникативными и конфликтологическими навыками.

Несмотря на определенные проблемы, связанные с идентификацией данного термина в русском языке, следует отметить, что он достаточно устойчиво закрепился в правоохранительной и педагогической практике России.

В педагогическую практику медиация стала внедряться в рамках инновационных педагогических проектов под брендом «Школьная служба примирения». С 2005 года школьные службы примирения появились в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Перми, Тюмени и других городах России. В 2008 году данный проект стартовал в Новосибирске. Его популяризацией занималась общественная организация «Союз юристов Новосибирской области». В период с 2008 по 2009 год силами членов этой общественной организации было проведено около 50 информационных семинаров и тренингов, посвященных внедрению медиации в судопроизводство и образование. В процессе проведения семинаров и тренингов удалось выявить ряд проблем, типичных для такого города-мегаполиса как Новосибирск, имеющих место также и в образовательном пространстве многих школ Новосибирской области:

  • - подавляющее большинство школ, вне зависимости от их географического положения и статуса, обладают высоким конфликтным потенциалом;
  • - в случае возникновения конфликтов большинство педагогов используют традиционные приемы их разрешения, в основном полагаясь на свой педагогический опыт и интуицию; причем, если они оказываются не в состоянии разрешить конфликт самостоятельно, то непременно обращаются за помощью к кому-либо из администраторов или директору школы;
  • - конфликты с учениками и родителями отрицательно сказываются на здоровье учителя, приводят к эмоциональному выгоранию;
  • - урегулирование конфликтов отнимает у учителя большое количество времени и энергии;
  • - многие учителя жалуются на то, что не могут договориться со школьниками, т. е. современные школьники нуждаются в педагогах, которые могут не только учить, но и высокопрофессионально взаимодействовать на личностно-психологическом уровне;
  • - большинство социальных педагогов и психологов, принявших участие в информационно-обучающих семинарах, отмечали, что конфликтное консультирование и медиация - технологии интересные и полезные, но при этом, ни одна школа не согласится на их внедрение, поскольку все инновационные процессы в школе зависят от личной заинтересованности директора [15, c. 27-29].

По мнению А.Б.Добрович управление конфликтом со стороны взрослого требует от него уверенность в двух вещах:

  • - во-первых, учитель должен ответить себе на вопрос, насколько он способен трезво анализировать свои собственные конфликты, "возвышаясь над самим собой как над фигурой в шахматной партии.
  • - во-вторых, должна быть уверенность в том, что вы самый умный и опытный собеседник.

При управлении конфликтом, участником которого является сам учитель он может пользоваться не только описанными нами пятью стилями разрешения конфликтных ситуаций (конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление), но и прибегать к третьей силе, к посреднику. Чаще всего в школах в этой роли выступают административные работники: директора, завучи.

А.Б.Добрович предлагает прямые методы угашения конфликтов при привлечении третьей силы, арбитра (преподавателя, либо руководителя).

  • 1. Руководитель поочередно беседует со сторонами, выслушивая их мнение о сути и причинах конфликта, собирая объективные сведения о конфликте и её участниках. Затем приглашаются обе стороны, дает им высказаться и предлагает решение проблемы.
  • 2. Педагог или руководитель дает конфликтующим высказать претензии друг к другу при группе, на собрании. Последующее решение принимается на основе коллективного обсуждения и выносится участникам от лица группы.
  • 3. Если конфликт не утихает после применения указанных выше приемов руководитель или педагог должен прибегнуть к санкциям в отношении конфликтующих (либо одного из них): от критических замечаний до административных взысканий (если конфликт наносит ущерб учебному процессу).
  • 4. Если и это не помогает, необходимо применять способ разведения конфликтующих (по разным классам, школам и т.д.)

Управлению конфликтов и оптимальному их разрешению способствует знание учителем различных приемов косвенного разрешения конфликтов. Этим термином в указанной выше книге А.Б.Добрович обозначаются различные психологические техники, построенные наряде психокоррекционных принципов. Не вдаваясь в детали этих техник, ибо эта задача для психолога, а не педагога отметим основные принципы, которые полезно помнить при управлении конфликтами. Таких принципов семь:

  • 1. Принцип "выхода чувств". Необходимо давать ученику возможность выразить свои эмоции;
  • 2. Принцип "эмоционального возмещения". Суть этого принципа в том, что облегчает разрешение любого конфликта порция положительных эмоций, похвала и комплименты тому, кто находится во власти отрицательных переживаний.
  • 3. Принцип "авторитетного третьего". Автор рекомендует подключать, неявно для потерпевшего (обиженного, третье авторитетное для него лицо, которое, как-бы, ненароком приносит информацию о позитивном отношении к обиженному его оппонента.
  • 4. Принцип "обнажения агрессии". Когда враждующим представляется возможность излить свою агрессию по отношению друг к другу в ситуации явного соперничества (например, при участии в соревновании).
  • 5. Принцип "принудительного слушания оппонента". Принцип применяется в ситуациях психокоррекционной работы с конфликтующими (например, школьным психологом), когда оппонентов просят воспроизводить все сказанное другим, а только затем переходить к собственным мыслям. Приучать конфликтующих учеников к правилам конструктивного спора необходимо с развития у них способности слушать оппонента.
  • 6. Принцип "обмена позициями". Всегда полезно при управлении конфликтом задать участникам вопрос о том, что думает, что испытывает и почему так поступает противоположная сторона. "Взгляд со стороны" облегчает ситуацию профессионального вмешательства в конфликт. Для участников же, такая задача приводит к лучшему пониманию оппонента оппонента и более спокойному подходу к проблеме.
  • 7. Принцип "расширения духовного горизонта" спорящих. Педагог разбирая конфликт обращает внимание на жизненные ценности более высшего порядка, указывает на эгоизм аргументов каждого [7, c. 19-21].

Другие специалисты (Ф.Редлих, У.Миронов) так же уверены в том, что, если они своевременно не выявляются, не проясняются и не разрешаются, то они имеют тенденцию эскалировать, причем особенно в группах. Эскалация конфликта означает: степень неудовлетворенности возрастает, область неудовлетворенности расширяется, число вовлеченных в конфликт персон увеличивается и происходит переход неудовлетворенности от содержания к межличностным отношениям. На высших ступенях эскалации конфликты становятся многослойными и касаются уже нескольких содержательных областей. Участниками могут стать и родительский комитет и родители детей, директор школы, учителя, «активисты - родители» и успешное разрешение подобных конфликтов может проходить только в виде собрания с обязательным участием третей стороны [13, c. 5].

При этом важно, чтобы идея собрания в принципе продуктивна, но требует специальной организации, грамотной подготовки, и предварительного обсуждения со всеми основными участниками конфликта, продумывания оптимального времени собрания. Очень важно, что бы все сторонники конфликта могли принять участие и высказать свою точку зрения, прояснить свою позицию (аргументы) и интересы, а арбитр мог их грамотно сопоставить.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >