Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Эффективное общение в конфликте между учителями и учениками в школе

Методики урегулирования конфликтов между учителем и учеником

В современной массовой педагогической практике основными способами воспитательного воздействия на нерадивых школьников со стороны взрослых, как правило, являются: поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или жесткой форме), поиски виновного, формальное урегулирование конфликта.

Урегулирование конфликтных ситуаций при помощи авторитарных и жестких методов, унижающих ученика и направленных против него, по большому счету, является бессмысленным и бесперспективным занятием.

Неразрешенные конфликты с учителями и одноклассниками, с одной стороны, сказываются на поведении и эмоциональном состоянии учителя, с другой - вызывают у ученика нежелание посещать школу, приводят к созреванию комплекса неполноценности, деформации личностного развития, закреплению негативного отношения к обучению. Вполне естественно, что работа в школе требует не только наличия теоретических знаний о причинах и сущности конфликтов, но и освоении инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на их предупреждение и урегулирование. В настоящее время одной из наиболее перспективных технологий работы с конфликтами в зарубежной педагогической практике является медиация - посредническая деятельность. Цель медиации заключается в примирении конфликтующих сторон при помощи специально обученных посредников (медиаторов), владеющих особыми коммуникативными и конфликтологическими навыками.

Несмотря на определенные проблемы, связанные с идентификацией данного термина в русском языке, следует отметить, что он достаточно устойчиво закрепился в правоохранительной и педагогической практике России.

В педагогическую практику медиация стала внедряться в рамках инновационных педагогических проектов под брендом «Школьная служба примирения». С 2005 года школьные службы примирения появились в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Перми, Тюмени и других городах России. В 2008 году данный проект стартовал в Новосибирске. Его популяризацией занималась общественная организация «Союз юристов Новосибирской области». В период с 2008 по 2009 год силами членов этой общественной организации было проведено около 50 информационных семинаров и тренингов, посвященных внедрению медиации в судопроизводство и образование. В процессе проведения семинаров и тренингов удалось выявить ряд проблем, типичных для такого города-мегаполиса как Новосибирск, имеющих место также и в образовательном пространстве многих школ Новосибирской области:

  • - подавляющее большинство школ, вне зависимости от их географического положения и статуса, обладают высоким конфликтным потенциалом;
  • - в случае возникновения конфликтов большинство педагогов используют традиционные приемы их разрешения, в основном полагаясь на свой педагогический опыт и интуицию; причем, если они оказываются не в состоянии разрешить конфликт самостоятельно, то непременно обращаются за помощью к кому-либо из администраторов или директору школы;
  • - конфликты с учениками и родителями отрицательно сказываются на здоровье учителя, приводят к эмоциональному выгоранию;
  • - урегулирование конфликтов отнимает у учителя большое количество времени и энергии;
  • - многие учителя жалуются на то, что не могут договориться со школьниками, т. е. современные школьники нуждаются в педагогах, которые могут не только учить, но и высокопрофессионально взаимодействовать на личностно-психологическом уровне;
  • - большинство социальных педагогов и психологов, принявших участие в информационно-обучающих семинарах, отмечали, что конфликтное консультирование и медиация - технологии интересные и полезные, но при этом, ни одна школа не согласится на их внедрение, поскольку все инновационные процессы в школе зависят от личной заинтересованности директора [15, c. 27-29].

По мнению А.Б.Добрович управление конфликтом со стороны взрослого требует от него уверенность в двух вещах:

  • - во-первых, учитель должен ответить себе на вопрос, насколько он способен трезво анализировать свои собственные конфликты, "возвышаясь над самим собой как над фигурой в шахматной партии.
  • - во-вторых, должна быть уверенность в том, что вы самый умный и опытный собеседник.

При управлении конфликтом, участником которого является сам учитель он может пользоваться не только описанными нами пятью стилями разрешения конфликтных ситуаций (конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление), но и прибегать к третьей силе, к посреднику. Чаще всего в школах в этой роли выступают административные работники: директора, завучи.

А.Б.Добрович предлагает прямые методы угашения конфликтов при привлечении третьей силы, арбитра (преподавателя, либо руководителя).

  • 1. Руководитель поочередно беседует со сторонами, выслушивая их мнение о сути и причинах конфликта, собирая объективные сведения о конфликте и её участниках. Затем приглашаются обе стороны, дает им высказаться и предлагает решение проблемы.
  • 2. Педагог или руководитель дает конфликтующим высказать претензии друг к другу при группе, на собрании. Последующее решение принимается на основе коллективного обсуждения и выносится участникам от лица группы.
  • 3. Если конфликт не утихает после применения указанных выше приемов руководитель или педагог должен прибегнуть к санкциям в отношении конфликтующих (либо одного из них): от критических замечаний до административных взысканий (если конфликт наносит ущерб учебному процессу).
  • 4. Если и это не помогает, необходимо применять способ разведения конфликтующих (по разным классам, школам и т.д.)

Управлению конфликтов и оптимальному их разрешению способствует знание учителем различных приемов косвенного разрешения конфликтов. Этим термином в указанной выше книге А.Б.Добрович обозначаются различные психологические техники, построенные наряде психокоррекционных принципов. Не вдаваясь в детали этих техник, ибо эта задача для психолога, а не педагога отметим основные принципы, которые полезно помнить при управлении конфликтами. Таких принципов семь:

  • 1. Принцип "выхода чувств". Необходимо давать ученику возможность выразить свои эмоции;
  • 2. Принцип "эмоционального возмещения". Суть этого принципа в том, что облегчает разрешение любого конфликта порция положительных эмоций, похвала и комплименты тому, кто находится во власти отрицательных переживаний.
  • 3. Принцип "авторитетного третьего". Автор рекомендует подключать, неявно для потерпевшего (обиженного, третье авторитетное для него лицо, которое, как-бы, ненароком приносит информацию о позитивном отношении к обиженному его оппонента.
  • 4. Принцип "обнажения агрессии". Когда враждующим представляется возможность излить свою агрессию по отношению друг к другу в ситуации явного соперничества (например, при участии в соревновании).
  • 5. Принцип "принудительного слушания оппонента". Принцип применяется в ситуациях психокоррекционной работы с конфликтующими (например, школьным психологом), когда оппонентов просят воспроизводить все сказанное другим, а только затем переходить к собственным мыслям. Приучать конфликтующих учеников к правилам конструктивного спора необходимо с развития у них способности слушать оппонента.
  • 6. Принцип "обмена позициями". Всегда полезно при управлении конфликтом задать участникам вопрос о том, что думает, что испытывает и почему так поступает противоположная сторона. "Взгляд со стороны" облегчает ситуацию профессионального вмешательства в конфликт. Для участников же, такая задача приводит к лучшему пониманию оппонента оппонента и более спокойному подходу к проблеме.
  • 7. Принцип "расширения духовного горизонта" спорящих. Педагог разбирая конфликт обращает внимание на жизненные ценности более высшего порядка, указывает на эгоизм аргументов каждого [7, c. 19-21].

Другие специалисты (Ф.Редлих, У.Миронов) так же уверены в том, что, если они своевременно не выявляются, не проясняются и не разрешаются, то они имеют тенденцию эскалировать, причем особенно в группах. Эскалация конфликта означает: степень неудовлетворенности возрастает, область неудовлетворенности расширяется, число вовлеченных в конфликт персон увеличивается и происходит переход неудовлетворенности от содержания к межличностным отношениям. На высших ступенях эскалации конфликты становятся многослойными и касаются уже нескольких содержательных областей. Участниками могут стать и родительский комитет и родители детей, директор школы, учителя, «активисты - родители» и успешное разрешение подобных конфликтов может проходить только в виде собрания с обязательным участием третей стороны [13, c. 5].

При этом важно, чтобы идея собрания в принципе продуктивна, но требует специальной организации, грамотной подготовки, и предварительного обсуждения со всеми основными участниками конфликта, продумывания оптимального времени собрания. Очень важно, что бы все сторонники конфликта могли принять участие и высказать свою точку зрения, прояснить свою позицию (аргументы) и интересы, а арбитр мог их грамотно сопоставить.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее