Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Эффективное общение в конфликте между учителями и учениками в школе

Конфликты между учителями и учениками

Ситуации, когда отношения с учителем не складываются, пугают и родителей, и детей. Но если подросток в 15-16 лет может понять и причины, и суть происходящего, найти поддержку у друзей и у других учителей, то для младшеклассника такой конфликт может стать тяжелым испытанием, основой серьезных нарушений развития на все следующие годы.

Ведь в сознании ребенка младшего школьного возраста учитель - самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит - расцветает от ощущения собственной успешности.

Страх быть непринятым учителем, стать объектом критики и даже насмешек не дает ребенку возможности получать удовольствие от процесса познания. Ребенок или начинает покорно приспосабливаться, «зубрить» в надежде, что его, наконец, похвалят, или становится замкнутым, агрессивным, грубым.

По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, - родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем. «Самый острый конфликт, - говорит известный физиолог, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких, - это конфликт непонимания. Учитель не понимает, отчего ребенок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает и т. п. А так как не понимает, не может помочь. Чаще при этом обвиняет родителей. Родитель, в свою очередь, не понимает претензии учителя. И тоже не может помочь ребенку» [10, c. 226-227].

Среди множества непохожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:

  • 1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом - угрозу своему авторитету.
  • 2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников - самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  • 3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  • 4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Тревожные симптомы

Напряженные отношения с учителем - очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Признаки серьезных проблем в школе:

  • * Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый - начинает ужасно грубить.
  • * Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • * Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • * На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • * Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Надо учитывать и то, что младшие школьники часто преувеличивают масштаб проблемы, на взгляд взрослых, конечно. Из-за того что сейчас учитель для них - царь и бог, они впадают в панику по «несерьезным», со стороны взрослых, причинам: не спросили, когда он знал правильный ответ, не нарисовали «улыбочку» в дневнике, сравнили с более успешным соседом по парте и т. д. Такие вроде бы мелочи могут стать основанием для того, чтобы заявить родителям: «Учительница меня не любит и обижает».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее