Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Обучение пересказу детей дошкольного возраста

Требования к организации занятий по пересказу

Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.

Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.

Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5-7 детей).

На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после прочтения произведения принимают участие лишь наиболее развитые воспитанники, они же и пересказывают. В результате 5-6 детей из всей группы (занятия проводятся по подгруппам, а это общий итог) пересказывают хорошо, 8-10 - кое-как и кое-что, а остальные не умеют передать последовательно ни одного текста.

Подготовительная работа к организации обучения пересказу старших дошкольников

Предварительно воспитатель должен сам хорошо изучить произведение, намеченное для пересказа, определить, что дети поймут самостоятельно, а что нуждается в разъяснении, наметить вопросы, которые заставят ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо также тщательно проанализировать язык произведения, отметить описания, эпитеты, сравнения, на которые стоит обратить внимание детей. И наконец, следует подумать над тем, как лучше и выразительнее прочесть маленьким слушателям текст.

Методика обучения пересказу, на которой построены занятия, является традиционной. Рассмотрим подробнее некоторые ее положения.

Можно ли (нужно ли) заранее знакомить дошкольников с произведением, которое они будут пересказывать? Вдруг оно утратит для детей интерес? На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Все будет определяться уровнем подготовленности детей, объемом и сложностью произведения и многими другими факторами. Приведем примеры. Работу над рассказом «Котенок» Л. Толстого целесообразно построить таким образом: накануне занятия воспитатель читает детям первую часть (до слов «Один раз дети пошли играть на дорогу...»), помогает рассмотреть иллюстрации (лучше в исполнении А. Пахомова). На занятии дети пересказывают вторую часть.

В сказке «Кораблик» В. Сутеева сложным для дошкольников является описание постройки кораблика. Поэтому за 1--3 дня до занятия педагог помогает воспитанникам смастерить аналогичный кораблик («В скорлупку (половина грецкого ореха) соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали и построили кораблик!»). Можно предложить детям сравнить поделку с иллюстрацией, пригласить желающих составить рассказ по картинке.

Беседа по содержанию произведения -- трудный и ответственный этап занятия: при минимуме вопросов (их не должно быть больше 5--7) педагог должен выяснить, удалось ли создать у воспитанников эмоционально-положительный настрой на произведение; обеспечить понимание и запоминание текста [5].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее