Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.
Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5-7 детей).
На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после прочтения произведения принимают участие лишь наиболее развитые воспитанники, они же и пересказывают. В результате 5-6 детей из всей группы (занятия проводятся по подгруппам, а это общий итог) пересказывают хорошо, 8-10 - кое-как и кое-что, а остальные не умеют передать последовательно ни одного текста.
Подготовительная работа к организации обучения пересказу старших дошкольников
Предварительно воспитатель должен сам хорошо изучить произведение, намеченное для пересказа, определить, что дети поймут самостоятельно, а что нуждается в разъяснении, наметить вопросы, которые заставят ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо также тщательно проанализировать язык произведения, отметить описания, эпитеты, сравнения, на которые стоит обратить внимание детей. И наконец, следует подумать над тем, как лучше и выразительнее прочесть маленьким слушателям текст.
Методика обучения пересказу, на которой построены занятия, является традиционной. Рассмотрим подробнее некоторые ее положения.
Можно ли (нужно ли) заранее знакомить дошкольников с произведением, которое они будут пересказывать? Вдруг оно утратит для детей интерес? На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Все будет определяться уровнем подготовленности детей, объемом и сложностью произведения и многими другими факторами. Приведем примеры. Работу над рассказом «Котенок» Л. Толстого целесообразно построить таким образом: накануне занятия воспитатель читает детям первую часть (до слов «Один раз дети пошли играть на дорогу...»), помогает рассмотреть иллюстрации (лучше в исполнении А. Пахомова). На занятии дети пересказывают вторую часть.
В сказке «Кораблик» В. Сутеева сложным для дошкольников является описание постройки кораблика. Поэтому за 1--3 дня до занятия педагог помогает воспитанникам смастерить аналогичный кораблик («В скорлупку (половина грецкого ореха) соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали и построили кораблик!»). Можно предложить детям сравнить поделку с иллюстрацией, пригласить желающих составить рассказ по картинке.
Беседа по содержанию произведения -- трудный и ответственный этап занятия: при минимуме вопросов (их не должно быть больше 5--7) педагог должен выяснить, удалось ли создать у воспитанников эмоционально-положительный настрой на произведение; обеспечить понимание и запоминание текста [5].
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter