Характеристика деятельности инспекций по делам несовершеннолетних

Общие положения организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Правовое регулирование предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации («Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)) на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.

Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.) (Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. - 2013.). Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

В Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД (далее - ПДН).

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)), Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и другими нормативно-правовыми актами подразделения полиции осуществляют работу, которая направлена на предупреждение безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предупреждению с их стороны совершения правонарушений, квалифицируемых как административные правонарушения и преступления. Кроме того, деятельность подразделений полиции направлена на предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны несовершеннолетних.

Для координации действий министерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия ПДН при Правительстве РФ (Еникеев М. И. Юридическая Психология.- 2013.).

Также созданы комиссии ПДН при главах исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и комиссии при городских, районных, районных (в городе) администрациях (Еникеев М. И. Юридическая Психология.- 2013.). Главная их функция - взаимодействие между органами государственной власти субъектов Федерации.

Несмотря на то, что подразделения полиции являются лишь элементом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основной объем работы по выполнению названных выше задач, как и прежде, лежит на полиции.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения полиции. Так, служба ГИБДД осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (например, операция «Внимание, дети!», «Соблюдайте скоростной режим» и т.д.). Личный состав аппаратов оперативных подразделений предупреждает и пресекает правонарушения несовершеннолетних, разоблачает и выявляет организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних, а также тех, кто вовлекает их в бродяжничество, пьянство, попрошайничество и прочее. Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на детей, а дети совершают правонарушения (Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. - 2012.).

Задача предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних является, несомненно, важной, но не единственной для перечисленных служб и подразделений полиции. В это же время в составе полиции имеются структуры, занятые решением только данной конкретной задачи.

Непосредственное выполнение этих задач и координация усилий иных служб ОВД возложена на подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) территориальных ОВД и ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Еникеев М. И. Юридическая Психология.- 2013.).

В настоящее время на территории 85 субъектов Российской Федерации функционирует 79 ЦВСНП ОВД, рассчитанных на единовременное пребывание 2,7 тыс. несовершеннолетних и малолетних лиц (Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних. - 2015 г.). Для этих двух структур (ПДН и ЦВСНП) осуществление мероприятий по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних является основной задачей. В своей деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, руководствуются различными нормативно-правовыми актами, в том числе (Сахаров А.Б. Социальные условия и преступность./ Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. 2015 г.):

  • - Конституцией РФ;
  • - Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • - Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
  • - Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 27.06.2014) «Вопросы организации полиции»);
  • - Приказом МВД России от 01 сентября 2012 года №839 «О совершенствовании деятельности Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»;
  • - Приказом министра внутренних дел РФ от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238)), а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти и ведомственными правовыми актами и т.д.

В правовом обеспечении работы ПДН ОВД по профилактике правонарушений несовершеннолетних большую роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ (Сахаров А.Б. Социальные условия и преступность./ Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. 2013 г.).

Например, в УК РФ это глава 14 (ст. 87-96), которая регулирует особенности уголовной ответственности (далее - УО) и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к ним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от УО или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений главы 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет.

Также примером может послужить глава 20 УК РФ. Она содержит нормы, которые устанавливают ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних («Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)).

А вот в УПК РФ рассматриваются нормы (ст. 73, 420-432), которые требуют выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, которые регламентируют особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, статья 421 УПК РФ предписывает вместе с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и другие особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц («Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.02.2016)).

В УИК РФ (ст. 183, 187-190) же, определены органы, которые контролируют поведение условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок проведения контроля за поведением рассматриваемых лиц и ответственность их при уклонении от исполнения возложенных судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка («Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)).

В КоАП РФ содержится целый ряд статей, которые предусматривают ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении них (ст. 5.35, 20.22 и др.) («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 02.03.2016)).

Анализ насильственной преступности несовершеннолетних на сегодняшний день свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту, невозможно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах, без последовательного проведения законодательной и судебно-правовой реформ, реализации программ, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений, без целенаправленной работы всех служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению насильственных преступлений среди несовершеннолетних (Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения.- 2013 г.).

Система аппаратов и подразделений ПДН среди несовершеннолетних состоит из трех звеньев:

Первое звено - федеральный уровень - отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех подразделений по делам несовершеннолетних территориальных подразделений полиции. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

Второе звено - подразделения ПДН аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам РФ. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения.- 2013 г.).

Третье звено - соответствующие подразделения ПДН территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.), а также ОВД на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами ПДН и инспекторами ПДН, определяются начальником ОВД по району, городу, иному муниципальному образованию, либо начальником линейного подразделения ОВД на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредотачивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют, в основном, подразделения третьего звена.

Таким образом, было рассмотрено правовое положение и характеристика деятельности ПДН, после чего выяснилось, что данные подразделения основываются на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >