Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Пальчиковая гимнастика в системе работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР

Коррекционные упражнения по развитию графо-моторных навыков соединяются в 3 блока:

Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость):

- упражнения на развитие пальцевой моторики;

- упражнения на развитие мышц рук;

- комплексы пальчиковой гимнастики.

Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.

Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления при обучении элементам письма.

Для развития графических навыков используем упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки. Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна - на ручке, другая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу».

Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. Под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, плетение. Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость.

А также необходимо: 1) вырезание ножницами по контуру (например, фигура бумажной куклы или машины), 2) изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик),3) работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).

Пальчиковая гимнастика. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день и обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму.

Пальчиковые шаги:

1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающим упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу.

2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинаем работу с самого легкого варианта - «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки.

Массаж пальцев. Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения необходимо проводить целенаправленно: важно не их количество, а правильный подбор, качество выполнения. А в дошкольном возрасте это зависит от заинтересованности ребят. Тут важно использование стихов, потешек, проведение упражнений для развития артикуляционного аппарата в тройной форме:

* Упражнения на развитие пальцевой моторики;

* Упражнения на развитие мышц рук;

* Комплексы пальчиковой гимнастики.

При проведении гимнастики важно знать строение артикуляционного отдела.

Профиль органов артикуляции: 1 - губы, 2 - резцы. 3 - альвеолы, 4 - твердое небо, 5 - мягкое небо, 6 - голосовые складки, 7 - корень языка, 8 - спинка языка, 9 - кончик языка.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей-логопатов. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторить их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям учителя-логопеда.

Упражнения на развитие зрительного внимания и памяти мы использовали в своей работе еще и потому, что большую роль мы отводим подготовке детей-логопатов к рисованию, к письму. Для подготовки руки ребенка к письму используются различные занятия (изо, лепка, конструирование) и специальные занятия по графике. Основная цель таких занятий - компенсация пониженной обучаемости, доразвитие психофизиолоческих функций, необходимых для успешного обучения в школе. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя следующие компоненты:

- подготовка руки ребенка к письму;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- профилактика нарушения зрения.

Дети знакомятся с клеткой, рисуют бордюры, узоры, волнистые линии, черточки, заштриховывают фигурки. В самом начале работы выявляем умения детей делать штрихи, чертить линии. Детям даем образец, как надо делать, следим за позой, учим правильно держать карандаш. Даем задания рисовать узоры, проводить волнистые линии, черточки и прочее, элементы, похожие на буквы и цифры:

Повторность способствует быстрейшему установлению условно-рефлекторных связей. В элементах узора устанавливаю последовательность в усвоении, как в школе. Занятия по подготовке руки ребенка к письму стараемся проводить интересно (используем игровые приемы, художественное слово физминутки, задание на развитие зрительного внимания и памяти, на общую релаксацию и снятие зрительного утомления). Задания проводятся на основе обучения. В подборе элементов письма идет постоянное нарастание трудностей.

Учитывая важность проблемы развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи, возникла необходимость эффективного использования физминуток на всех занятиях. Физминутка, как элемент двигательной активности, предлагает детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятие нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она служит сразу двум важным целям и не требует дополнительного времени.

Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Это вызывает необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизуется с движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

Таким образом, мы проводили обучающий эксперимент, задачи которого включали следующее:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;

подтвердить целесообразность проведения подобных занятий логопедом, воспитателями логопедических групп;

установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Проводили физминутки примерно в середине занятий, дети при этом стоят около своих стульчиков и вместе с логопедом (воспитателем) проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук.

Текст выбирали такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с произносимыми стихами.

Мы наблюдали, что у большинства детей возникали трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений был замедленным. Но уже к концу четвертого месяца ребята, с которыми проводилась индивидуальная работа, физминутки для развития движений пальцев рук, овладели даже сложными упражнениями. И, что самое главное, они быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при обучении элементам письма вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон. Ребята, с которыми велись указанные занятия, лучше сверстников справляются с программными требованиями по изодеятельности.

В ходе физминуток мы предлагали детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья. Такая необычная игровая деятельность вызывает у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание. Разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх и в спектаклях-миниатюрах «Театра пальцев». Наши дети освоили движения рук почти всех персонажей сказок («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Сказка о глупом мышонке» Mapшака и т.д.).

При работе по развитию графо-моторных навыков на всех этапах следует также уделять большое внимание соблюдению гигиенических правил письма. Коротко их можно сформулировать так.

Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова слегка наклонена влево.

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая - лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам - взрослый помогает. Следующий этап - самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушениями речи движений пальцев, что должно положительно повлиять на коррекцию звукопроизношения, развития речи должно явится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слух. Дети овладевают приемами предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов, учатся выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, развивается и зрение.

Дети, обучающиеся на занятиях по развитию мелкой моторики рук, при обучении элементам письма ведут более «уверенные» линии, ровнее держат строчку, сохраняют наклон.

Дети с нарушениями речи в практической деятельности, в общении страдают из-за своего дефекта. Они замкнуты, малоконтактны. Пальцевая гимнастика, включенная в коррекционные занятия, всегда сопровождается наиболее подходящим по смыслу стихотворным текстом. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедической группы. Их речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. При игре в «Театр пальцев» легче решаются такие задачи, как работа над выразительностью речи, ее темпом, ритмом.

Нарушение речи у детей влечет за собой отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной ловкости и точности, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерным в движениях детей-логопатов является замедленность, фрагментарность, некоторая скованность, страдает и наблюдательность.

Важно работать над развитием мелкой моторики, формированием зрительно-моторной координации на других занятиях.

МАТЕМАТИКА

1. Даются геометрические фигуры для обводки и чистая полоска бумаги. Составить число «5» из разных геометрических фигур. Провести анализ и дать задание: обвести фигуры по контуру и сравнить сколько контуров и геометрических фигур получилось путем складывания.

2. На верхней полоске нарисовать 6 больших, далеко расположенных друг от друга кругов, на нижней - 6 маленьких, близко расположенных кругов. Выяснить с детьми, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

3. Осязание предметов. Игра «Чудесный мешочек» - ребенок наощупь должен опознать геометрическую фигуру.

4. Задание: в верхнем правом углу листа нарисовать треугольник, в нижнем левом - квадрат, посередине - пятиугольник, назвать место расположения каждой фигуры.

5. Деление квадрата, прямоугольника на две, четыре части, вписывание в квадрат круга, деление прямоугольника (квадрата) на треугольники.

6. Работа с линейкой: дети линуют клетки и выполняют задания по клеточкам.

7. Составление план-схемы группы, кабинета, участка на листе бумаги.

8. Работа с трафаретами: нарисуй с помощью трафарета трапецию, эллипс, многоугольник, цилиндр...

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Рисование:

- на рисовании использовать обводку трафаретов и обводку через кальку;

дети должны больше рисовать с натуры, а по замыслу занятий меньше, чем в массовом детском саду;

при рисовании человека даем шаблоны (голова - круг, овал; туловище - прямоугольник и т. д.);

учить детей передавать в рисовании мимику лица (смеющийся, плачущий);

рисовать на крупных листах бумаги, учить заполнять весь лист;

проводить занятия на смешивание красок.

2. Аппликация

- необходимо научить детей владеть ножницами:

вырезание круга дается вначале по шаблону.

3. Лепка

- пластилин должен быть разогретым (в теплой воде);

при лепке овощей и фруктов производить их обследование;

глина при лепке должна быть мягкой и эластичной;

- при расписывании глиняных игрушек вначале производится их грунтовка;

при раскрашивании овощей, фруктов подбирать натуральные цвета;

используется работа по тестопластике.

4. Конструирование

- использовать природный материал, пособия для шнуровки, работу с кубиками, палочками, геометрическими фигурами;

- при анализе образца постройки учить выделять основные части, различать их по величине, форме, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга. Для поддержания интереса при постройке использовать игрушки, кукольную мебель и прочее.

4.1. Расположение предметов в пространстве

Выделение пространственных отношений между предметами:

- посмотри и расскажи, что где находится;

посмотри и запомни, что изменилось, как было;

составь план-схему шкафа с игрушками: что стоит на верхней, нижней полках?

составь план-схему игрового уголка;

работа с картами, глобусом, на листе бумаги, в клетке.

5. Физкультура и музыка

включать упражнения по пальцевой гимнастике;

научить ходить в определенном направлении;

соотносить стихи с движениями и музыкой (логоритмика).

Коррекционные упражнения по развитию графомоторных навыков соединяются в 3 блока:

1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость):

· упражнения на развитие пальцевой моторики;

· упражнения на развитие мышц рук;

· комплексы пальчиковой гимнастики.

2. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.

3. Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления при обучении элементам письма.

Для достижения поставленных целей необходимо вовлечение в работу с ребенком в первую очередь родителей и воспитателей.

Знакомство с семьей начинается с посещения ребенка дома, выяснения бытовых условий, отношения родителей к дефектам ребенка. Затем родители знакомятся с условиями пребывания детей в дошкольном учреждении, целями и задачами в достижении общего результата воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

Логопед сразу после проведения обследования ставит родителей в известность о тех недостатках речи, которые он обнаружил у ребенка.

Через беседы, консультации родители получают информацию о достижениях ребенка.

Проводятся групповые и индивидуальные консультации на интересующие родителей темы. Родителям показываются несложные артикуляционные упражнения, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме. Дается совет по подбору речевого и наглядного материала. Логопед показывает, как вести тетрадь для индивидуальной работы по обучению ребенка правильной речи.

Проводятся беседы и консультации на темы:

1. Результаты обследования детей.

2. Пальцы - наши помощники.

3. Создание условий в семье для игр и занятий с детьми с нарушениями речи.

4. Как правильно подобрать речевой и наглядный материал для работы в тетрадях дома.

5. Психологическая готовность ребенка к школе.

6. Роль родителей в исправлении дефектов звукопроизношения у детей-логопатов.

Родители посещают коррекционные занятия в целях ознакомления с методикой проведения артикуляционной гимнастики, гимнастики для пальцев рук, обучения элементам письма, штриховки. На открытых занятиях показываем родителям достижения детей по различным видам деятельности по обучению элементам грамоты, по письму и печатанию. Дети показывают родителям концерты, спектакли «Театра пальцев». Необходимо привлекать родителей к изготовлению наглядного материала для занятий, перчатки декораций для спектаклей.

Для воспитателей логопед проводит консультации о результатах обследования, о дефектах речи детей. Проводятся семинарские занятия для помощников воспитателей и воспитателей по изучению особенностей развития детей с нарушениями речи с целью создания условий для правильного воспитания и обучения.

Воспитатель получает консультации об индивидуальной работе с детьми-логопатами. Логопед показывает воспитателю наиболее тяжелые случаи отклонений в речевом развитии, объясняет причины их возникновения, подсказывает, какую посильную помощь можно оказать ребенку в группе, рекомендует, как использовать режимные процессы при устранении дефектов речи, раскрывает трудности, которые испытывает ребенок с нарушениями речи при усвоении учебного материала.

Логопед показывает воспитателю игровые приемы, направленные на развитие понимания речи, обогащение словаря, закрепление грамматических навыков.

Воспитатель занимается в вечернее время по индивидуальным планам с детьми. Он знает комплексы артикуляционной, пальчиковой гимнастики, активно использует эти упражнения в утренние часы (зарядка), на физкультурных, музыкальных занятиях, как элементы физкультминуток на занятиях по развитию речи, математике и т.д. По отношению к детям, занимающимся у логопеда постановкой звука, воспитатель осуществляет индивидуальный подход на фронтальных занятиях.

Воспитатели логопедических групп умело сочетают цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Например, на занятии по теме «Овощи» они не только закрепляют у детей представление о цвете, вкусе, форме овощей, но и следят за тем, чтобы воспитанники с нарушением звукопроизношения правильно употребляли автоматизируемый звук; чтобы заикающийся ребенок произносил фразы слитно, плавно; чтобы ребенок с алалией строил фразы без аграмматизмов, не искажал слоговой структуры слова.

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели - воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

А различные упражнения и приемы помогут не только развить мелкую моторику, но и сделать это легким и увлекательным.

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 3 ниже.

Таблица 3

Уровень развития графо-моторных навыков детей на формирующем этапе

Уровень развития графо-моторных навыков

Количество детей

Высокий

8

Средний

12

Низкий

0

Как видно из таблицы, в нашем эксперименте присутствует положительная динамика. Количество детей со средним и высоким уровнем развития графо-моторных навыков увеличилось, а с низким - сократилось к нулю.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее