Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Пальчиковая гимнастика в системе работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Практический анализ формирования графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР

Организация проведения практического эксперимента

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

Обосновать взаимосвязь ОНР с формированием графо-моторных навыков.

Проанализировать и обобщить коррекционно-развивающие методики по формированию графо-моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствовать и внедрить продуктивную модель по формированию и развитию графо-моторных навыков, обеспечивающую повышение эффективности работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для определения уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с ОНР используются различные диагностические задания (Методика «Домик» Н.И. Гуткиной, «Дорожки» Л.А. Венгера, исследование координации движений руки и глаз (манометрический текст), исследуется готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров), «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей» М.М. Безруких, графические диктанты).

Согласно проведенному констатирующему эксперименту мы получили следующие результаты, касающиеся уровня развития графо-моторных навыков детей с ОНР, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития графо-моторных навыков детей на констатирующем этапе

Уровень развития графо-моторных навыков

Количество детей

Высокий

5

Средний

12

Низкий

3

В результате проведённых заданий выявлено, что у 92 % детей с ОНР графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.

В дальнейшем, если не проводить коррекционную работу по развитию графо-моторных навыков, у детей в школе появляются ошибки на письме.

Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи подтверждает необходимость определения основных путей развития данного навыка.

Сам процесс овладения графо-моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки. Таким образом, графо-моторная деятельность требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления сказываются самым негативным образом.

На основании этого для развития и формирования графо-моторных навыков у детей с ОНР нами решаются следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

Цель: формирование тонких, координированных движений рук.

2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия.

Цель: научить остроте зрения, научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках, следить взглядом за запутанными изображениями; учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия; воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок.

3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради.

4. Формирование графических навыков.

Цель: научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции; правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.

При работе по развитию графо-моторных навыков на всех этапах следует также уделять большое внимание соблюдению гигиенических правил письма. Коротко их можно сформулировать так.

Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова слегка наклонена влево.

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам - взрослый помогает. Следующий этап - самостоятельные пробы и контроль своей посадки.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее