Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Пальчиковая гимнастика в системе работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Специфика формирования графо-моторных навыков дошкольников

Многие не знают, каков ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Рекомендации М.М.Кольцовой и О.С.Бот заключаются в том, что работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж-поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно [23]. Эти упражнения О.С.Бот обращены главным образом, к родителям. Рекомендуется с десятимесячного возраста давать ребенку сначала крупные предметы, затем более мелкие. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, шарики различного диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, шарики, колечки, палочки.

В полуторагодовалом возрасте детям дают более сложные задания: расстегивание пуговиц, развязывание узлов.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки: "Сорока-белобока", "Этот мальчик-дедушка" и т.д.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики О.С. Бот рекомендует использовать [4]:

- мозаику (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;

- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного ощущения (узнавание предметов на ощупь);

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

- игры с пальчиками: "Театр пальчиков".

Исправление нарушений звукопроизношения и улучшение речи проводится учителями-логопедами поэтапно.

Один из этапов - подготовительный, включает в себя подготовку речеслухового и рече-двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе идет работа по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной среды, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Как мы видим из этих предложений, несколько направлений работы очень связаны друг с другом, и, развивая мелкую моторику руки, большое внимание надо уделять формированию точных движений органов артикуляционного аппарата.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее