КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В советской исторической науке утвердилась концепция о земледелии как главном занятие восточных славян и господстве у них феодальных отношений в начале IX в.

В 60-х годах XX века Л. Черепнин показал, что феодальные отношения в Древней Руси зарождались на основе не вотчиной, а государственной собственности на землю.

Однако существовали иные мнения. Так, И. Фроянов предпринял попытку доказать, что феодализм на Руси возник не ранее XIII века, а до этого существовал родоплеменной строй.

По мнению В. Горемыкиной, на Руси рабовладельческий строй сохранился вплоть до народных восстаний XI-начала XII веков, в результате которых на смену им пришли феодальные отношения.

ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И В ФЕОДАЛОВ В XIII - XV ВЕКАХ

«Феодализм - экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей - феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязанностей, известных как феодальная лестница».

Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV веке была вотчина: княжеская, боярская, церковная.

(Вотчина - земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было продавать, менять, но только родственникам или другим владельцам вотчин.)

Вовлечение в систему феодальных отношений всего сельского населения привело к исчезновению многих терминов, обозначавших в прошлом различные категории сельского населения («люди», «смерды», «изгои»), и появлению к концу XV века нового термина «крестьянин» - слово русского происхождения, первоначально - христианин, человек; с XIV века, крестьянство - совокупность мелких сельскохозяйственных производителей, ведущих индивидуальное сельское хозяйство силами своей семьи, что свидетельствовало о приобретении различными категориями сельского населения ряда общих черт, характерных для крестьянства как класса. Это название дошло и до наших дней.

Однако даже во второй половине XV века в северо-восточной Руси преобладали так называемые «черные» земли, для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землёй, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Большие массивы черных земель находилось в северных районах страны, куда еще только начинало проникать феодальное землевладение. Выделились 2 категории крестьян: «черные» крестьяне и владельческие крестьяне. Первые жили в общинах, не принадлежавших отдельным феодалам, а вторые жили на надельных землях в системе феодальной вотчины. Владельческие крестьяне были лично зависимы от феодала. Но степень этой зависимости была различной в разных районах. За крестьянами еще сохранилось прав свободного перехода от одного феодала к другому, но на практике это право было чаще всего формальным.

В XIV веке система русской феодальной иерархии включала в себя четыре нисходящих ступени. На верхней ступени восседали великие князья - верховные правители русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя - удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов. На третьей ступени находились вассалы удельных князей - бояре и служилые князья, утратившие право удельных, иными словами, крупные феодалы-землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, управляющие княжеским хозяйством, составляющие княжескую и боярскую администрацию.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчины часть земли передавали своим вассалам на определённых условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.

В этот же период (XIV век) очень быстро расширялось и церковное землевладение. Русские князья были заинтересованы в поддержке церкви, поэтому они заменили десятину (налог, выплачиваемый деньгами или натурой) раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским.

Экономической основой феодализма является собственность господствующего класса на землю. Лишив крестьянина права собственности на землю и сосредоточив власть и землю в своих руках, феодалы получали возможность эксплуатировать зависимое крестьянство, взимая с него земельную ренту. Известны три формы ренты: барщина- труд, работа крепостных в пользу феодала. В основном за предоставление в их пользование части земли и обязанном труде; оброк - выплата дани помещику деньгами; продуктовая - вид налога, выплачиваемый продуктами. Смена форма ренты была обусловлена развитием производительных сил феодального общества.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >