Демон сребролюбия

Обращаясь снова к Добротолюбию, мы встречаем следующий текст: "Весьма искусен, как мне кажется, и изобретателен на обольщения демон сребролюбия. Он часто, утеснен будучи крайнем отречением от всего, берет на себя вид эконома и нищелюбца, . . .". Отречение от всего - есть видимость очередного обольщения, которым нас пытается прельстить бес, ибо истинное отречение от мира сего продемонстрировано нам Христом, который и предлагал своим ученикам бросить все и идти за Ним. Надменное лукавство безбожного демона в мнимом смирении как раз и проявляется в "экономстве и нищелюбстве".

". . . радушно принимает странников, которых вовсе и нет, посылает, что потребно другим нуждающимся, посещает городские темницы, выкупает продаваемых, прилепляется к богатым женщинам и указывает кому они должны благосострадать, а другим, у которых влагалище полно, внушает отречься от мира; и таким образом мало-помалу, обольстивши душу, облагает ее помыслами сребролюбия и передает помыслу тщеславия."

Даже в мыслях (а именно так, как нам кажется, это следует понимать) бес дает нам представление о якобы христианском милосердии, тайно нашептывая о несуществующих странниках. Так, бдительность христианина может быть поругана дьявольским наваждением. Как отличить истинное странноприимство от показного? Подойдем к этому вопросу с другой стороны и рассмотрим следующий фрагмент Добротолюбия:

"Этот вводит множество прославляющих Господа за такие его (отшельника) распоряжения, а некоторых заставляет потихоньку говорить между собой о священстве, предсказывает смерть настоящего священника, и прибавляет, что ему именно не избежать (избрания), что бы он ни делал для того. Так бедный ум, опутавшись такими помыслами, с теми, которые не принимают - усердно раздает подарки, и с благодарностью радушно принимает их, некоторых же упорных (противников) предает судьям и требует изгнать их из города. Между тем как такие помыслы вращаются внутри, предстает демон гордости, частыми молниями бороздит воздух келии, напускает крылатых змей и, последнее зло, лишает ума. Но мы, молясь, да сгинут, такие помыслы, постараемся в благодарном расположении, сжиться со скудостью. "Ничтоже бо внесохомъ въ мiръ сей, яве, яко ниже изнести что можемъ; имуще же пищу и одеянiе, сим довольни будемъ (1 Тим. 6,7. 8)", помня, что сказал далее св. Павел: "корень всемъ злымъ сребролюбiе есть (1 Тим. 6, 10)". Добротолюбие, т. 1, стр. 633.

Плохой растратчик

Обратимся теперь к фрагменту из Добротолюбия:

"Плохой растратчик (в монастыре) возмущает души братий; а кто растрачивает монастырское добро, святотатствует". (Авва Евагрий Понтянин. Добротолюбие. Том первый, стр. 612, 55). Необходимо заметить, что под "монашеской жизнью" многие из святителей понимали истинную жизнь христианской души. Помимо этого, истинным призванием Богу отличалось и благочестивое государство, где христианские заповеди охранялись не только духовенством, но и царем. Из этого мы можем вывести следующее заключение: стяжание людей будь они мирянами, будь они духовного сана будут караться Богом по всей строгости Закона. Только, надеясь на милосердие Божие, мы можем молиться о душах тех, кто осквернил свое "духовное монашество" непотребными деяниями. Именно так, как мы полагаем, следует интерпретировать настоящий отрывок из поучений Аввы Евагрия Понтянина.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >