Устроение церкви (время апостольское)

По смерти Учителя ученики его, осененные Духом святым, начали проповедовать именем Иисуса Христа. Около трех тысяч человек приняли крещение уже в первый день, после проповеди апостола Петра. Так положено было начало Христовой Церкви. Апостолы были первыми служителями ее, они и заложили все исходные правила церковной жизни. Мы не можем думать иначе, как то, что следовали они в этом самому Господу Иисусу Христу, помня время, когда Учитель был с ними на земле.

Проследим же эти первые правила христианской церковной жизни.

"Все же верующие были вместе и имели все общее:

И продавали имения свои и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деяния, 2, 44-45).

Мы видим, что апостольская Церковь имела имущество, составлявшееся из добровольных взносов верующих. Имущество это было имуществом денежным, от продажи. Имущество Церкви считалось общим имуществом всех верующих. И, наконец, распределялось оно среди всех верующих не по тому, кто сколько внес, но по той действительной нужде, потребности, которую испытывал тот или иной верующий. Нет сомнения, что такой способ распределения имуществом был самым справедливым. Неимущие, больные, немощные, вдовы и сироты из числа первых христиан, не просто получали милостыню, подаяние, но, вернее всего, еще более остальных, поскольку действительная нужда их была более.

Не вызывает удивления, поэтому то, что апостольская Церковь быстро росла и укреплялась. Общий Дух братства, любви и бескорыстия, завещанный Иисусом, и выраженный, в частности, в открытом и справедливом распоряжении пожертвованиями, укреплял Церковь изнутри, организовывал прочный союз верующих и служителей. Апостолы были не просто братьями во Христе для верующих, но и теми, чьим словам внимали, кому стремились подражать.

Это подражание апостолам, принявшее неистинную форму, позже вызвало даже возмущение апостола Павла. Зная, что власть церковная, это власть Духа, а не тела, и власть Истины, а не страстей, он предупреждал верующих, чтобы они не делились на принявших крещение от Павла или других апостолов, но соблюдали общее братство во Христе. Это увещевание апостола ясно показывает нам смысл того, скажем так, административного принципа руководства апостольской Церковью, которого придерживались ученики Иисуса.

Вернемся, однако, к Деяниям Апостолов.

Мы видели, на что шли деньги пожертвований. Но деньгами ли измеряется милосердие и благодеяние? Истинное имущество Церкви -- это благодать Духа Святого, позволяющая свершаться чуду, тому, что не купят никакие деньги. Мы знаем это, зная дела апостольские. Хромой от рождения человек попросил однажды милостыню у апостолов Петра и Иоанна. И далее, по Писанию: "Петр сказал: серебра и золота нет у меня, что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена" (Деяния, 3, 2-8).

Бескорыстие апостола проявляется не только в том, что он не имеет денег даже на то, чтобы подать нищему милостыню. Мы уже знаем, что эти деньги распределялись среди нуждающихся верующих. Бескорыстие апостола явилось еще более в том, что он дал нищему более того, что могут дать все деньги мира. И можно ли это сравнить с даром, пускай самым щедрым, богача, имеющего много золота, но не имеющего благодати Духа Святого?

Так, в Церкви Христовой было и остается главной ценностью нематериальное, но драгоценное дарование Духа. Имеющие Дух, имеют и силу, имеют и власть творить чудеса, имеют и славу, и слово Истины для поучения и проповеди. Они -- истинное богатство христианской церкви, о котором сказал Иисус: "Вы соль земли". Таковым был апостол Петр, у которого не нашлось и мелкой монеты при себе, чтобы подать калеке грошовую милостыню. Таковых выделяли в апостольской Церкви, поставляя епископами и пресвитерами.

Из Деяний Апостолов мы знаем, что именно пресвитеры были теми людьми, которые осуществляли хранение и распределение имущества верующих. Нет сомнений, что это были люди, доверие к которым было несомненным. Впрочем, можно понять, что не они сами властвовали деньгами общины, или распределяли деньги по своему усмотрению, или хранили их в тайне от верующих. Нет, это верующие, руководствуясь христианской любовью, одаряли нуждающихся. Ведь сказано было: "У множества верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения не называл своим, но все у них было общее" (Деяния, 4, 32). Пресвитер избирался хранить деньги и имущество и защищать его, и исполнять общую волю.

Также и от общины к общине ценности переходили через людей известных и облаченных доверием. Так во время голода в Иудее при императоре Клавдии "ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее.

Что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла" (Деяния, 11, 28-29).

Имеющие Духа Святого, исполняются им, но не все равно. Желающие быть христианами, не всегда становятся ими. Нам памятен пример Иуды Искариота, бывшего апостолом Иисуса Христа, но исключившего себя из их числа и из жизни вечной предательством. Помним мы, что сопутствовало его предательству воровство и неискренность благодеяния. Помним мы и "копилку Иуды", собирающую в бездонную пустоту свою кражу милостыни, лживость уст и сердца, желание властвовать сокрыто злом. Помним мы о коварстве дьявола, и о выборе, который свершает каждый в своем собственном сердце. В Деяниях к характеристике корыстолюбия Иуды добавляется существенная деталь: он "приобрел землю неправедной мздою". На это пошли воровские деньги.

Нет сомнения, что первые пресвитеры церкви были истинно верующие, бескорыстные люди. Апостол Павел не случайно говорит в Первом послании к Тимофею: "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать особую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

Ибо Писание говорит "не заграждай рта у вола молотящего"; и "трудящийся достоин награды своей" (1-е Тимофею, 5, 17-18).

Вряд ли апостол стал обращать внимание на "особую честь" начальствующим пресвитерам, если бы те взяли себе за правило без решения общины распоряжаться имуществом церковным. Скорее мы чувствуем здесь бескорыстие пресвитеров, даже при нужде личной не имеющих наград и за труды свои.

Но даже в простоте и чистоте первой церкви уже были свои темные пятна. Апостол Павел пишет далее:

"Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели" (1-е Тимофею, 5, 19-20).

Итак, не осталась пуста "копилка Иуды". Нашлись те, кто стал бросать в нее монеты.

Апостол говорит о наказании таких, но только после свидетельства не одного, но двух или трех согласных очевидцев. Само же наказание, по милосердию христианскому, состоит лишь в раскрытии тайного зла пред всеми верующими. Остается преступнику и покаяние, и прощение по великому милосердию того, чьим именем названа Церковь Истинная. Ведь, как мы уже приводили эти слова, "у множества верующих одно сердце и одна душа".

Подведем же итог сказанному.

Апостолы, вдохновленные Духом Святым, установили Церковь Христову, основанную на Заветах Господа Иисуса Христа. В этой Церкви верующие имели имущество, распределяемое по истинной нужде каждого члена Церкви. Эта истинная нужда стояла выше даже милостыни и нищелюбия. Но превыше всего ценилась благодать Духа Святого. Наиболее прославленные Духом и деятельные в работе ко Христу христиане поставлялись начальствующими в церквях и общинах. На таковых возлагалась забота об имуществе Церкви и должном им распоряжении в согласии со всеми верующими.

Однако уже при жизни апостолов возникла проблема недолжного употребления власти, даруемой начальствующим. Этой проблемы не было и не могло быть при жизни Иисуса, который был для своих учеников Учителем, начальствующим, братом, оставаясь Сыном Бога Живого. Начальствующие из числа простых верующих проявляли слабость по своей ли вине, или по сатанинскому наущению. В наказание таковым, при условии подтверждения свидетелями злоупотреблений, их вина объявлялась всем членам Церкви, дабы нарушители имели пред всеми покаяние, а верующие -- страх своей совести.

Садовский С. В. (сентябрь - октябрь 2003)

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >