Начальные сведения об истоках противоречий в вопросах церковно-административного управления

Ветхозаветная Церковь

Обратимся к истокам памяти человечества, и рассмотрим первые Заветы и Скрижали Завета Бога с Моисеем. Нас будет интересовать в этом рассмотрении все то, что относится к теме исходной проблемы: отношений имущественных в лоне религиозного общества.

Несомненно, сегодня мы видим в Ветхозаветных текстах напоминание о времени архаического понимания божественного смысла мироздания. Время Закона, предшествующее времени Благодати -- так можем мы, вослед за святителем земли Русской Илларионом, относиться к книгам пророка Моисея, видя в них, при этом, точное описание событий Священной истории.

Итак, Первый завет, так как он представлен в Пятикнижии Моисея, дает нам вполне ясную и точную картину отношений внутри Ветхозаветного общества. Немаловажную роль играли в этом обществе отношения с Богом, которые пророк описывает с чрезвычайным тщанием. Благодаря этому нам сегодня известно многое из того, что позволяет судить, в частности, об имущественных отношениях в рамках Ветхозаветной религиозности.

Получив Завет на Синайской горе, Моисей дает первое Законодательство народу Израиля. Важнейшими, после Десяти священных заповедей, явление которых сопровождалось небесными знамениями, являются заповеди о жертвоприношениях. На службу Богу избирается одно из Израильских колен, а именно, колено Моисея -- Аарона, левиты. Так закладываются основания проблематики, которую мы собираемся рассмотреть.

Господу предназначались начатки всех плодов земных, первенцы скота и начатки урожая. В Писании детально определяется та доля от жертвы, которую получает священник-левит. "И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси ее, потрясая пред лицем Господним ; и это будет твоя доля… И будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых" (Исход, 29, 26 - 28). Хлебное же приношение приносится с солью, и часть его сожигается с елеем, а часть остается левитам. Стоит указать, что по приходе в землю обетованную, колено Левитово не получило никакой земельной доли, и кормилось исключительно долей жертвоприношения.

Подобные отношения устанавливаются в Ветхом Завете навсегда, "это всесожжение постоянное в роды ваши" (Исход, 29, 42).

Помимо этого существуют частные, личные жертвы, установленные Законом, а именно, жертва за грех, жертва повинности, мирные жертвы (благодарности и обета), жертвы очищения. И в каждом случае левит имел долю.

Что касается использования жертвенного на нужды милосердия, то в Законе не пишется об этом ничего. Милосердие не связано с жертвоприношением. Оно заповедано в качестве морального закона: "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами" (Исх., 22, 22-24).

И позже Моисей устанавливает особую меру помощи неимущим и бедным, и страждущим. "Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы не подбирай; бедному и пришлецу оставь это. Я Господь Бог ваш" (Лев., 23, 22).

Мы можем видеть, что Ветхозаветное священство использует остатки жертвы по своему усмотрению и на свои собственные нужды, будучи не связано Законом, который предписывал бы способ распределения этих остатков. Скорее, напротив, непосвященный в служение совершенно отторгается от участия даже в обсуждении вопросов, связанных с внутрицерковной жизнью. Вопрос о благотворительности напрямую не связан с церковной практикой, оставаясь на совести каждого члена народа в отдельности. Это конечно же не могло защитить дело милосердия от лицемерия и ханжества. Придет время и Господь возвестит: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не ведает, что делает правая,

Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф. 6, 1-4).

Тем не менее, практика милосердия и благотворительности освящалась Божественной волей, и нарушение ее каралось жестоко. Также и количество пожертвования определялось по достатку каждого.

Нелишне будет вспомнить в этой связи небезызвестную Новозаветную притчу о лепте вдовицы. "И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу;

Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" (Марк, 12, 41-44). Здесь и в Ветхозаветной Церкви прозреваем мы то, что сказал Христос, а именно: жертва пред Богом не определяется величиной, а определяется тем, сколь много смог человек отдать в меру своей обеспеченности. Более того, опять-таки в Ветхом Завете, видим мы, что псалмопевец пишет: "Яко аще бы восхотел еси жертвы, далъ быхъ убо: всесожженiя не благоволиши. Жертва Богу духъ сокрушенъ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ" (Псалом 50). Тем самым, пророк Давид недвусмысленно дает понять нам, что восхождение к новому человеку и к Царствию Божию будет совершаться вскоре не через Ветхозаветную жертву, а через жертву, принесенную нами Богу своим духом. Однако как помощь нуждающимся, так и упоминание жертвы духа сокрушенного не вошли в церковный, храмовый порядок. Величайшая жертва, которая была принесена Господу -- это сам Господь, который в ипостаси Сына Своего принял на себя грехи мира, и искупил их.

После разрушения Второго Храма в иудейских общинах возникла новая синагогальная традиция, связанная с необходимостью поддерживать неимущих. Она заключается в устроении при синагогах так называемых "цадиков". И в этом случае, мы можем видеть сходство новой практики с уже получившим развитие способом творения милосердия в раннехристианских церквях. Но это будет подробнее описано в последующем изложении.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >