Анализ факторов, определяющих сезонность туристской активности северо-западного региона России

Теоретические основы сезонности туристской деятельности

Такое явление, как сезонные колебания, обладает закономерностями, регулярно повторяющимися в определённый период времени и влияющие на неравномерность производственной деятельности. Сезонностью в туризме называют связанную с изменениями условий рекреации характерную и устойчиво повторяющуюся цикличность туристских потоков в зависимости от сезона. Выделяют низкий сезон, отличающийся неблагоприятными условиями для рекреационной деятельности, а также высокий сезон, обладающий наиболее комфортными условиями для туризма и высокой нагрузкой на индустрию гостеприимства, при этом, чем больше выражена сезонная неравномерность туристского спроса, тем важнее рассмотреть причины возникновения таких колебаний. Изучение факторов, воздействующих на сезонность, позволит определить степень их влияния на формирование туристского потока и видов туризма, установить продолжительность сезонов и их экономические последствия, а также применить их для разработки туристского продукта даже в высокий сезон.

Прежде всего, сезонные колебания определяются географическим расположением территории и погодно-климатическими особенностями региона, при этом некоторые дестинации имеют специфическую неравномерность сезонности. Например, увеличение основных туристских потоков в Санкт-Петербург (Приложение А.) в летний период обуславливается благоприятными погодными условиями и наличием такого природного явления, как белые ночи. Сезонность некоторых регионов также зависит от вида туризма на территории его освоения, при этом горнолыжный, пляжный и промысловый туризм наиболее подвержены сезонным колебаниям, связанным с изменениями погодных условий. Например, горнолыжный туризм в Ленинградской области характеризуется большим количеством современных оборудованных комплексов для приёма туристов и организации активного семейного или корпоративного отдыха, но его проведение напрямую зависит от времени года и устойчивости снежного покрова и невозможно на протяжении всего года, что определяет его выраженную сезонность. Сезонные колебания определяют спрос на туристские товары и услуги, поэтому их исследование с целью прогнозирования выявляет не только их силу и характер, но и экономические последствия. Для предприятий туризма анализ факторов сезонности позволит определить конкурентные позиции, маркетинговую стратегию и тенденцию развития рынка туризма в целом, при этом туристские фирмы способны приспосабливаться к изменениям спроса предоставлением более разнообразного туристского продукта, а персонал гостиничных предприятий имеет неравномерное распределение рабочего времени из-за разницы в загрузке номерного фонда, чередующейся то сверхурочной работой, то недостаточной загруженностью и сокращениями незадействованным штатом сотрудников.

Определение несезонных видов туризма и их реализация в низкий сезон позволит сгладить выраженную неравномерность туристских потоков. Так, например, религиозный туризм познавательной или паломнической направленности, а также экскурсионно-познавательный туризм мало подвержены сезонности, поскольку достопримечательности и места святынь являются неизменными во времени и их, как правило, можно наблюдать и посещать в любое время года вне зависимости от климатических и погодных условий. Проведение учебных и образовательных поездок также незначительно зависит от времени года, а популярные образовательные экскурсии для учащихся российских школ с программами для дополнения школьного курса по истории и литературе целесообразнее проводить в период меньшей загрузки транспортных сетей и более выгодных тарифов на услуги размещения. Проведение крупных деловых мероприятий и поездок в межсезонье обеспечит более широкий выбор доступных средств размещения для корпоративных сотрудников, а также меньшую загрузку индустрии гостеприимства в целом, что может обеспечить более комфортное пребывание корпоративных туристов. Применение в лечебно-оздоровительном туризме льгот, скидок и предоставление качественной профилактики и лечения хронических заболеваний способствует продвижению этого вида туризма среди такой группы туристов, как пенсионеры, для которых он имеет особую ценность в связи с возрастными изменениями, но не способных быть полноценными его участниками на протяжении всего года из-за финансовых ограничений.

С целью решения проблемы сезонных распределений туристских потоков задействуется социальная политика, то есть вовлечение в сферу туризма людей с низким уровнем дохода, субсидирование отрасли и участие в ней правительственных, общественных и коммерческих организаций, что позволяет обеспечить доступность отдыха всем слоям населения. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» определяются социальные нужды и льготы отдельным категориям российских туристов. В качестве одного из приоритетных видов социального туризма выделяется лечебно-оздоровительный, сезонность в котором наблюдается в случае, если использование природных лечебных факторов становится невозможным из-за климатических изменений времён года. Для того, чтобы выровнять спрос на услуги в низкий сезон, существуют льготные путёвки с частичной оплатой за счёт бюджета для детей из семей льготных категорий, детей из творческих и спортивных коллективов, а также детей работающих граждан. Работающим по служебному контракту родителям оплачивается часть стоимости путёвки ребёнка на 21 день в санаторно-оздоровительных лагерях. Кроме того, лечебно-оздоровительные курорты расширяют перечень предоставляемых услуг в зависимости от потребностей туристов и предлагают дополнительное экскурсионное обслуживание. Так, например, один из самых популярных лечебно-оздоровительных курортов России, Кавказские Минеральные воды, отличается высоким сезоном в начале осени, а для решения проблемы неравномерной загрузки предлагает льготные путёвки в весенний период с предоставлением дополнительного экскурсионного обслуживания по окрестностям курорта, например, в Домбай или Архыз, а также посещением ресторанов или конного завода.

Сезонные колебания туристских потоков также могут быть связаны с высокой концентрацией культурных и спортивных мероприятий в высокий сезон. Корректировка сроков проведения некоторых событий, не проводящихся на открытом воздухе и не обладающих ярко выраженной зависимостью от сезона, незначительно повлияет на качество предоставления услуг и позволит решить проблему неравномерной сезонной нагрузки на индустрию туризма. Так, например, проведение в Санкт-Петербурге выставки «Агрорусь» в августе и «Праздника корюшки» в мае определено строгой сезонной доступностью необходимых ресурсов, а организация музыкальных и творческих фестивалей на открытом воздухе зависит от погодных условий, что делает невозможным изменение их сроков проведения. График проведения мероприятий вроде крупных музыкальных концертов и спортивных мероприятий в крытых спортивно-зрелищных сооружениях, неизменно привлекающих туристов из других регионов и создающих дополнительную нагрузку на инфраструктуру туризма в высокий сезон, может быть скорректирован относительно сезонной загруженности и распределяться на более низкие туристские сезоны.

Таким образом, одной из основных проблем сезонности в туризме является неравномерная загрузка инфраструктуры гостеприимства, вследствие чего могут возникнуть трудности с обслуживанием туристов, особенно больших по численности групп, поэтому при разработке туристского продукта в высокий сезон необходимо тщательное планирование мероприятий и анализ рынка туристских услуг для определения причин сезонных колебаний спроса. Информирование потенциальных потребителей, предоставление льгот, продвижение несезонных видов туризма, реализация проектов по благоустройству инфраструктуры и распределение крупных мероприятий способны значительно расширить туристский сезон, а создание новых уникальных туристских продуктов в соответствии с потребностями потенциальных потребителей способно повысить конкурентоспособность предприятия даже в высокий сезон. Изучение первичных и вторичных факторов, а также их совокупности, влияющих на сезонность в туризме, позволит определить причину сезонности туристских потоков и сгладить неравномерность нагрузки на индустрию гостеприимства.

Количество и качество культурно-исторических и природных ресурсов, имеющих неизменное во времени значение и определяющие ресурсный потенциал территории, являются статичными факторами сезонности. Динамичные факторы подразделяются на природно-климатические, экологические, социальные, экономические, политические, демографические и материально-технические. Динамичные факторы, в свою очередь, подразделяются на первичные и вторичные по своему воздействию. Изучение первичных и вторичных факторов сезонности позволит на практике реализовать конкурентоспособный туристский продукт даже в высокий сезон.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >